НАШЕ РАДИО. ПРОГРАММА 'ЛЕТОПИСЬ' (05/12/04)

Действующие лица:
Ведущие - Л. Стрельцова и А. Куренков
Гость программы - А. Васильев
*текст* - слова в таких звездочках - мои добавления
*** - а хрен знает, что за слово...

1997 год.
- на 76-м году жизни умирает Юрий Владимирович Никулин.
- в лаборатории Рослиндского института появляется на свет овечка Долли. Первое клонированное существо.
- видеохитом года становятся издержки войны компроматов и кадры в бане с участием министра Ковалева.
- открывается телеканал 'Культура'
- в российский кинопрокат выходит фильм 'Брат'
- а прогрессивная российская молодежь проводит время под такой музыкой: *звучит всякая попса*

Куренков: 'Чем хорош проект, состоящий из одного человека, так это тем, что ему некуда распадаться. Итог группы: межличностные отношения в критической ситуации всегда трещат под собственной тяжестью. Один из самых сложных периодов в любой группе - это промежуток между десятью и десятью тысячами зрителей. В книге 'Часть story' такая ситуация очень точно названа выныриванием. Это когда команда в принципе знает, но не очень хорошо и ей постоянно приходится доказывать свою жизнеспособность. Если долго нет настоящего хита, то все, можно считать, что ее забыли. А хит на раз не сочиняется. И вот эта ситуация неуверенности в завтрашнем дне выводит музыкантов из себя, как ничто другое. Двигаться при таком раскладе можно, либо вперед - на стадионы, либо в разные стороны. Для наших сегодняшних героев 1997-ой стал годом движения вперед. В начале года у них был один толком вышедший альбом, локальная известность, в основном в столицах и полное отсутствие перспектив. Зато уже в мае на их концертах стало очень жарко'.

Стрельцова: 'Александр Васильев. Создатель, автор песен и лидер группы спЛин. Работал на кондитерской фабрике им. Крупской и на строительстве железной дороги под Тверью. Увлекается flach-анимацией'.

Васильев: 'Я помню, что хороший был концерт, динамичный, очень волевой. Это было Крылья Советов и мне радостно сообщили, что - а вас взяли в такое внимание парень с девушкой про самый первый снег. Вот. Мы такие - ну что же это хорошо, круто'.

Стрельцова: 'Немногочисленные поклонники группы спЛин в 96-м году могли похвастаться тремя записями - кассетой 'Пыльная быль', самой первой работой спЛина, записанной, по сути, до того как оформилась группа. В Питере кассета разошлась 10000-ым тиражом, пара песен - 'Жертва талого льда' и 'Сказка' попали в эфиры питерских радиостанций. Потом на той же студии театра 'Буфф' записали демо-версию 'Коллекционера оружия' и две сотни кассет тоже разлетелись на одном из концертов. Наконец в 96-м вышел полновесный студийный вариант 'Коллекционера', записанный в Москве у Стаса Намина. *** от этого у спЛинов сильно не прибавилось, но известность кое-какая появилась. 'Любовь идет по проводам' и 'Что ты будешь делать' пошли уже во всероссийские радиоэфиры. О группе заговорили музыкальные критики, хотя, конечно, спЛины были по-прежнему крайне далеки от народа. Время требовало чего попроще, а спЛиновский медитативный фолк переваривался с трудом'.

Васильев: 'Нет, у меня такого фанатизма не было, но я почему то обнаружил 'Коллекционеров' в каких то неожиданных местах, например, в Шереметьево, в валютном *** где сидюками торгуют. Совершенно неожиданно вдруг альбом никому неизвестной группы, почему-то там стоит. Непонятно было. Но это московская дистрибьюция, там разные неожиданные вещи могли происходить'.

Куренков: 'Неожиданностью оказалось и то что группа стала востребована в московских клубах. Концерты за пределами родного Питера кому-то нужно было организовывать. Соответственно нарисовался и новый менеджмент'.

Васильев: 'Во первых, у нас появились 3 очень важных человека. Первый - это Сергей Шкодин, который занимался записью непосредственно 'Коллекционера оружия' и 'Фонаря под глазом' на SNC и появились у нас 2 директора, тоже молодая пара - Сережа и Аня. Им было лет по двадцать с чем-то небольшим. Они работали на радио 'Юность' и делали нам концерты здесь. 'Не бей копытом', 'R-club', какая то жизнь у нас шла, интервью постоянные делали, журналисты какие то подъезжали. Т.е. все это нарастало как снежный ком... потихонечку, но нарастало'.

Стрельцова: 'Фундамент на будущее какой-никакой был заложен. Пора было замахиваться на что то серьезное. Новый альбом, например, решили делать концептуальным, его обравляли 2 коротких трека, первый из которых 'Молитва' плавно переходил в первую песню диска'.

*звучит 'Молитва'*

Куренков: 'Неоднократно в своих интервью Васильев подчеркивал, что он пишет именно песни, а не стихи, но как видно иногда проскакивает'.

Васильев: 'Ну иногда, да, пишу стихи. Иногда, очень редко. Ну 'Молитву' распевать бессмысленно. Ее шепчут, скорее всего, бормочут. Ну и тем более, 'Молитва', там с таким текстом - это ж стебалово полное. Ну, вот такая концепция. Я обожаю такие короткие, такие странные тексты, странную музыку, звуки'.

*Звучит песня 'Я не хочу домой'*

*вставка в середине трека* Васильев: 'Попало под настроение такое, что домой не хотелось, вообще некуда было идти, видимо такое состояние. Появилась такая песня. Тогда был очень странный образ жизни. Я иногда жил у родителей, иногда у жены, иногда у друзей, иногда в Москву уезжал, иногда в Крым уезжал куда то, иногда в Киев уезжал, почему то. У меня там были друзья. Ну т.е. мотался очень активно'.

Куренков: 'Контракт со студией звукозаписи был подписан спЛинами на выпуск двух альбомов. Первым как известно они переписали 'Коллекционера оружия', а для второго уже стали собирать новый материал. Студия находилась в Москве, так что на время записи дисков музыкантам приходилось покидать родной город на длительное время'.

Васильев: 'Наш приятель - Сергей Шкодин, я помню, что он нам снимал квартиру в Солнцево. На всю группу двухкомнатную. Очень далеко, конечно, от студии, труба просто, часа полтора-два просто ехать. И мы жили с ним в *** и варили там кашу, там какие то амлеты делали и питались как то. Видел какие изыски денег, минимум понятное дело, ездили до метро, старались не платить за автобус, чтобы сберечь талончики, потому что они тоже каких то денег стоят. Не, ну кто то приезжал, кто то уезжал, понятно, там двухкомнатная, там раскладушки стояли такие и т.д. Иногда же еще девушки появлялись, поэтому, кому то приходилось вообще валить из дома. Знаете, нормальная жизнь такой кочевой рок-группы, мы через это прошли... и отлично'.

Стрельцова: 'Концерты в Питере были с самого начала. В Москве они начались с 'Коллекционера'. Но и в другие города страны спЛинов потихоньку стали приглашать. Правда, очень эпизодически'.

Васильев: 'Ну, какие то совершенно редкие там, например нас вытащили люди в Саратов. Совершенно не с того ни с сего оплатили группе дорогу, гостиницу и сделали концерт, заплатили какой то гонорар. Мы спрашиваем: 'А почему???', они говорят: 'А нам нравится!' Клева. И мы с тех пор общались с ними. Клуб назывался 'Ротондо' и располагался прямо на берегу Волги, т.е. буквально выходишь и перед тобой Волга. Да, естественно нас никто не знал, там было три с половиной человека, т.е. все что компания этих людей, ну и плюс какие то случайные посетители'.

Куренков: 'Песни, которые записывались в Москве, сочинялись в Питере кограс для таких вот выездов. Тогда Александр Васильев жил в Купчине. Этот питерский район славен своими рок-н-рольными традициями. Там жила и сочиняла альбомы группа 'Кино'. Там они и записывались у Алексея Вишнева. Вообще же, Купчино - это рабочая окраина северной столицы. Т.е. район индустриальный, довольно мрачный и гнетущий... настолько, что выходить из дома как то не хочется'.

*фоном идет песня 'Бонни и Клайд'*
Васильев: 'Бонни и Клайд' - это я помню прекрасно. Мы жили в Купчино на первом этаже и у нас был маленький телевизор на кухне. Я курил и смотрел это кино - 'Бонни и Клайд', американский боевичок, очень романтический, красивый, настоящий голливуд такой, с красивыми машинами, выстрелами, гангстерами и т.д. И когда шли финальные титры, мне их так жалко стало, что вот они как Ромео и Джульетта такие... Я написал им песню'.

*Звучит песня 'Бонни и Клайд'*

*вставка в середине трека* Васильев: 'По мотивам, да... Я помню, что шли титры, я перебирал уже аккорды все, напал на слова и практически с титрами закончились. В голливудских фильмах титры же не видно иногда *** весь фильм. У Вуди Алена вообще есть пародия, когда титры начинаются сразу после *далее Васильева пробивает на смех* начала фильма. И там упоминаются все: двоюродный брат режиссера, собака оператора и т.д.'

Стрельцова: 'До сих пор 'Бонни и Клайд' остается одним из любимых номеров публики на концертах спЛина. Васильев поет ее один, под гитару. А тогда в середине 90-х, на последних аккордах к микрофону выходил гитарист Стас Березовский и начинал изображать голосом тот самый английский текст из концовки песни'.

Васильев: 'Попросил Стас уже на записи просто зажать нос рукой *Васильев зажимает нос* и типа как у переводчика что то на английском или псевдо-английском произнести какую-нибудь дороманщину. Я не ручаюсь за весь язык английский, но псевдо-произношение у него очень приличное. Хотя нет, слушай, нет, на записи мы брали, точно, голос какой то дат-кассеты, а эту фишку мы придумали для концертов, Стас это делал на концертах'.

Куренков: 'К студийной версии 'Бонни и Клайда' был привлечен и еще один именитый гитарист. Может быть, потому что Стасу Березовскому просто неудобно было играть, зажимая нос рукой, а может быть потому что Николай *фамилию не разобрала* из 'Морального кодекса' просто проходил по коридору студии SNC в момент записи. Ну и зашел помочь и с первого дубля наиграл гитарную партию песни'.

Стрельцова: 'Вслед за столичным радио и телевидением, региональная пресса тоже начинает обращать внимание на спЛин. Причем в бедных телестудиях российских городов ведущие бывали порой классом повыше, чем в Москве и Питере'.

Васильев: 'Ну, вот в частности город Новгород. Аж целый час нам дали, непонятно почему. Прислали автобус за нами в Питер, привезли в город Великий Новгород. Почему то, не знаю, мы целый час там играли на местном телевидении. Ведущий был, там вопросы задавал, был в курсе - знал названия песен, альбомов, там по фамилиям знал людей. Удивительно для меня это было, это шок для меня был'.

Стрельцова: 'А вот на радио Сашу Васильева удивить было нечем. Дело все в том, что он и сам тогда был радийщиком'.

Васильев: 'Я работал на радио 'Рекорд' - ведущим и мне кограс предложили стать музыкальным редактором радиостанции. И типа там повысить зарплату мне на $20. Ну для меня это было чем кайфово, что я уходил из эфира, потому что мне в эфире вообще не нравилось работать. А раз я музыкальный редактор, значит я должен свалить из эфира. И я согласился'.

Стрельцова: '*** радио 'Рекорд' были разношерстными, но в целом развлекательными от *** до Madonna. С васильевским настроением того времени - это не очень гармонировало, ему были ближе другие песни'.

*Звучит песня 'Первый снег'*

*вставка в середине трека* Васильев: 'Тоже там же в Купчине было написано, я помню это прекрасно. Там такая мрачная квартира была, что такие песни очень хорошо получались. Какая то квартира съемная, первый этаж, в углу такого дома огромного, где солнца не было никогда. Оно просто в течении суток ни разу туда не заглядывало. Ну 'Самый первый снег' мне кажется одна из самых сильных наших песен по материалу и одна из самых слабых по переносу песни на пленку. И кстати, эта первая песня, где мы пробовали записать реверсивную гитару. Я помню, что звукорежиссер Женя Трушин, покойный, он переворачивал эту пленку и Стас записывал ему и потом переворачивали обратно и слушали, как это совместилось - не совместилось и т.д. *** Тогда еще не было компьютеров, сейчас то это делается вообще за 3 секунды. Тогда - на это 3 часа угрохали'.

Куренков: 'Именно 'Первый снег' стал первой песней, вошедшей в радиоэфиры, еще до выхода альбома. Возможно, это произошло, потому что песня стала по сути заглавной. Строчка 'и качается фонарь под глазом' кограс из нее. На всякий случай, фонарь под глазом - это многоплановый образ, к фингалу отношения не имеющий. Вообще питерские fm-станции были, да и сейчас остаются кормушкой для огромного количества музыкантов. В 90-ые на таких станциях как 'Катюша', 'Модерн' или 'Рок' работали и Дуссер из 'Текиладжаззз' и Дюша Романов из 'Аквариума' и Шнур с Севычем из 'Ленинграда'. Это только те, кого мы вспомнили сходу. Шнур и Севыч, понятное дело, использовали служебное положение на всю катушку. Так что в эфире успели покрутиться и 'Дачники' и даже 'Мат без электричества'. А вот Васильев такого своего промоушена гнушался'.

Васильев: 'Как то это... армейское слово - западло, т.е. рекламировать себя и там *** группу и что то говорить на эту тему. Это раз, а во-вторых, там, на самом то деле, русской музыки то и не было практически. Какая то западная эстрада такая, но мне приятная эстрада - ABBA и до сих пор обожаю'.

Куренков: 'Радийная эпопея Васильева началась летом 95-го и закончилась в мае 96-го. Потому что тут ему сделали предложение, от которого он не смог отказаться. Суть предложения состояла вот в чем: на носу были президентские выборы. Кандидатов было двое - Борис Ельцин и Геннадий Зюганов. Причем у Ельцина, несмотря на почти тотальную поддержку СМИ были реальные шансы не пройти. Так что тут все средства были хороши. И ради наглядной агитации решено было привлечь к делу артистов. Так и поехали по стране в тур под лозунгом 'Голосуй или проиграешь'. Лозунг, кстати, содрали с избирательной компании MTV в поддержку Билла Клинтона. Тактика Сергея Лисовского сработала. По оценкам социологов компания 'Голосуй или проиграешь' заставила придти на выборы 17% от общего числа проголосовавших. А для избирателей в возрасте до 27 лет - этот показатель составил 30%. Ну и конечно, музыканты оттянулись, поездили по стране с концертами за государственный счет. С подачи Константина Кинчева в тур вписали и малоизвестный спЛин'.

Васильев: 'И в этот момент мне звонят и говорят, это вот кограс май 96-го, что вот поедите типа в тур на месяц и я понимаю, что все, работа накрывается. И вот у меня кограс была ночь раздумий. С одной стороны мне предложили работать на радио, спокойную, тихую, а с другой, я хотел в тур. Я выбрал второй и все, уволился с радио 'Рекорд' в тот момент и мы поехали в тур. Когда мне сказали, что в этот тур едут 'Алиса', 'Наутилус', что там будут и БГ и Макаревич в какие то города приезжать. Мне там было 20 с небольшим лет, никому неизвестная группа и я сломя голову туда побежал'.

Стрельцова: 'Васильев присоединился к общему веселью буквально на ходу. Тур проходил по маршруту: Омск, Воронеж, Ростов, Волгоград, Самара, Тольятти, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Ижевск и заканчивался в Нижнем Новгороде. Концерты игрались через день. Музыканты выступали во Дворцах спорта, а ехавшие вместе с ним киноактеры в кинотеатрах или домах культуры'.

Васильев: '*** киноартисты постоянно - Людмила Гурченко, Дмитрий Харатьян. Я помню, что, естественно, все рокеры сидели в хвосте самолета и бухали. Артисты знаменитые сидели на первых рядах в бизнес-классе и тихо ехали. *** ну что я буду подходить к Людмиле Гурченко и что я ей скажу? Здрасьте, я вот такой то такой то. Нет. Мы как то держались там своей компанией общались. Вообще, все очень мирно и все *** рокеры к нам совершенно хорошо относились'.

Стрельцова: 'Начинали концерт обычно спЛины, как новички, а закрывала Алиса. Временами в финале устраивался джэм, на котором рок-сборная нестройно распевала 'Мы желаем счастья вам'. Других сюрпризов не было. Под огромным плакатом 'Голосуй или проиграешь' музыканты дисциплинировано гнали ***. спЛин играл по 3-4 песни в основном с 'Коллекционера'. Новых вещей практически не светили. И следующей песни в туре 'Голосуй или проиграешь' не звучало'.

*Звучит песня 'Невский проспект'*

*вставка в середине трека* Васильев: 'Ну судя по названию *** в подобном же настроении. Там была строчка 'Мы будем трахаться' ***. Я на Невском писал, начиная с 12 лет, потому что у меня школа не так далеко от Невского была и у меня два варианта - топать на метро - как бы ближе к дому или топать на метро ближе к Невскому. И я всегда топал ближе к Невскому, а потом, когда я узнал, что там есть Сайгон - кафе такое и мне сказали *шепотом*, что там собираются хиппи и вообще курят траву. Мне сказали это три раза осмотревшись вокруг. Это было в 83-м году и я тут же поехал в это кафе, естественно, потому что запретный плод всегда сладок. И как то все дальнейшие мои знакомства и общение шло через это кафе'.

Стрельцова: 'После Нижнего Новгорода и банкета в двухэтажном ресторане 'Охотничья изба' Васильев вернулся домой, без больших денег, но с богатым опытом. И без угрызений совести, политическая подоплека тура его не напрягало ни капли'.

Васильев: 'Ну с этой точки зрения у меня тоже совесть была чиста, потому что я помню эту ситуацию хорошо. Тогда четко выбирали между Зюгановым и Ельциным. А мы ехали за Ельцина, и ты знаешь, мы получали такие маленькие деньги. Вокруг его - мы никому не известная группа и поем 3 песенки. На разогреве у всех. Что там деньги то были какие то крохотные. Меня вставило больше, что мы едем в хорошей компании и что такая концертная практика, что там были стадионы, а продержаться даже три песни на стадионе неизвестной группе - это надо что то из себя представлять, иначе тебя после первых аккордов освистают и т.д.'

Куренков: 'Вот таким вот образом легендарное рок-братство в купе с рок-молодежью отвесила последний пинок столько мучавшей их коммунистической партии Советского Союза. Сразу после возвращения спЛинов из тура состоялось их первое выступление на большой площадке в родном городе. Это было 23 июня 1996 года на стадионе Петровки. На организованном театром ДДТ фестивале 'Наполним небо добротой'. Это был первый большой рок-фестиваль в Питере за 5 лет. Концепция его была очень простой: выступающие гранды не только играют свои песни, но и представляют какие то молодые группы. Открывала фестиваль Алиса, которая представила спЛин и НЭП. На сцене были ДДТ, КиШ, Краденое солнце и группа Милетаримджеймс (на слух), специально для этого фестиваля музыканты создали русскоязычную программу. А после него взяли себе новое название - Пилот. Был Аукцион, Автоматические удовлетворители, 'Текиладжаззз', возражденные Странные игры, Настя, Наталья Маркова и Двуречье, Ва-банкъ, Кирпичи. Но даже на таком шикарном фоне спЛин был признан открытием фестиваля'.

Васильев: 'Мы были с перелета, чуть-чуть в зомбированно состоянии и играли мы одними из первых, чуть ли не в час дня, что то такое. Мы приехали, отыграли, ну я говорю, что я поехал домой. А нам кто то говорит - а тут лучшей группе будут вручать приз, Шевчук будет вручать гитару. И я такой - ну понятно, я поехал домой. И вечером мне звонит Стас Березовский и говорит, что нам дали приз как лучшей группе и Шевчук подарил нам гитару. Стас вышел и получил ее. И они сразу приехали ко мне с этой гитарой, типа полученной от Шевчука и этот тендер южнокорейский, ну понятно *** Мы были ужасно рады'.

Стрельцова: 'С тех пор Шевчук изменил свое отношение к группе спЛин и наговорил немало неприятных вещей в их адрес, хотя 'Коллекционер' он традиционно хвалит. Так или иначе шевчуковская гитара Васильеву пригодилась. На ней был записан альбом 'Фонарь под глазом' и следующей песней звучит именно она'.

*Звучит песня 'Прирожденный убийца'*

*вставка в середине трека* Васильев: 'Это все под влиянием Тарантино. Это время появления *** убийц и всего остального. Я просто написал гангстерскую песню такую. Ну там же прирожденные убийцы, ну и я назвал так - 'Прирожденный убийца'. Это название фильма, откровенно'.

Куренков: 'Тут надо напомнить, что 96-ой это год грандиозных видеоразвалов. Привычные сегодня кассеты с цветным оформлением еще не появились. На Горбушке лежали самописки и бал правили знаменитые гнусавые переводчики. Алексея Михалева уже не было в живых. Но Леонид Малодарский, Василий Горчаков, Андрей Гаврилов и многие другие по-прежнему работали в три смены. Самым гундосом и колоритным был, конечно, Малодарский'.

Васильев: 'Ну один был явно круче всех. У него был самый гнусавый голос и самые прикольные переводы'.

Стрельцова: 'Строки 'Я люблю тебя, и я хочу, я хочу' могли относиться лишь к одному адресату, к женщине, которая была рядом с Александром уже 10 лет. В декабре 96-го Александр и Александра дозрели таки до свадьбы'.

Васильев: 'Свадьба была такая скромная. Была подруга жены, был Моррис с моей стороны, как свидетель. Я помню, что денег хватило на бутылку водки и две пачки пельменей... или на 2 бутылки водки и одну пачку пельменей... что то такое. Точно. И когда все орали нам 'Горько!', Морозов орал '*** горько'. Все орали 'Горько! Горько!', а Морозов орал '*** горько'.

Куренков: 'В Москве сели писаться осенью 96-го. Студия Стаса Намина находится в Зеленом театре, парка им. Горького. Живописнейшее место на берегу Москвы-реки, откуда было видно две крупнейшие строительные площадки того времени. Первая - это стрелка на которого возводили стерецелевского Петра. Вторая - это бывший храм Христа Спасителя, на месте которого хотели построить дворец советов, а получился бассейн Москва. К 97-му году, к 850-летию Москвы храм было решено восстановить и работы велись круглые сутки. Васильев в свое время тоже поучаствовал в восстановлении этого храма, сыграв на благотворительном концерте в 95-м'.

Васильев: 'Тоже ничего. То что Алиса играла последней, Костя уже ушел в православие и соответственно согласился выступить на этом концерте. Это деньги для восстановления Храма Христа Спасителя. Помимо нас там пожалуй Калинов Мост были, там была певица начинающая по имени Валерия, ей подыгрывали музыканты группы Воскресение, т.е. такой странный концертик был'.

Куренков: 'С того выступления и пошли у спЛина московские концерты. Публика в 'Иркубе' и 'Не бей копытом' была подвыпившая и не запаренная. В 'Иркубе' она такой и осталась, перед ней можно было не заморачиваться на счет внешнего вида'.

Васильев: 'В Ледовом перед концертом что то прихватываешь из его гардероба, если что то понравилось. И так по ходу... никогда никакие костюмы не продумывались. Какие то дороговые очки я однажды напялил на себя, потому что мне было интересно, любопытно'.

Стрельцова: 'Вот таким образом перед записью был наигран весь материал в котором группа пошла в студию. Ну, почти весь, кроме одной песни'.

*Звучит песня 'Спи в заброшенном доме'*

*вставка в середине трека* Васильев: 'Я помню, что мы ее репетировали перед записью. В последний момент она появилась... в тот момент, когда уже весь 'Фонарь' был записан. Ну и было понятно, что песня достаточно сильная и ее надо срочно отрепетировать. Я помню, что там же в Зеленом театре нам дали помещение, там 3 дня играли, сделали ее и тут же записали'.

Стрельцова: 'Песня 'Спи в заброшенном доме' записана не по московским впечатлениям, а скорее по подмосковным. Есть в двух шагах к югу от Москвы городок Видное, при упоминании которого знатоки российской рок-музыки начинают краснеть и улыбаться. Дело в том, что именно там базировалась славная команда 'Ху.. забей', таинственные бегемот и карабас до начала двух тысячных не игравшие на сцене, но при этом, но при этом каждый год выдававший блок очень коротких, непристойных, мелодичных и дико смешных песен'.

Васильев: 'Конечно, это вот еще время общения с группой 'Ху.. забей' и с певицей Наташей Марковой. Т.е. все одна компания была. Мы, почему то даже несколько раз у них ночевали в Видном. У них там была квартира такая, где бегемот мочил пиратские кассеты с группой Nirvana, вот чем он занимался. У него стоял станок, просто, чтобы болванить кассетами. Писалось по 20 кассет одновременно, тут же вкладыши лежали и он жил на этом. И Наташа Маркова была замечательной певицей, и она есть до сих пор, хотя о ней много лет ни слуху ни духу. И она выпустила альбом, по-моему он назывался 'Светозар', что то такое - это один из любимых моих русских альбомов. У нее замечательный голос и замечательные были тексты. И вот скорее всего это под ее влиянием и написано 'Спи в заброшенном доме' и еще одна вещь с 'Черновиков'.

Стрельцова: 'Позже в сольном альбоме Васильева 'Черновики' появится песня 'Двуречье', так называлась группа Марковой, также написанное в это время'.

*звучит отрывок песни 'Двуречье'*

Стрельцова: 'А касаемо храма, его к намеченному сроку достроят и Петра, кстати, рядом воткнут'.

Васильев: 'Я обожаю этого Петра, потому что он ни к селу, ни к городу совершенно как кол посреди поля и мне он очень нравится, что были нелепые скульптуры... я не могу вспомнить и она мне нравится своей нелепостью, тем что она совершенно ни к селу, ни к городу, ни к месту, т.е. это настоящий авангард такой'.

Куренков: 'Возможности засветить новую рок-группы на центральном телевидении было не так много, точнее была всего одна. На середину 90-х пришелся рассвет программы 'А', выходившей на втором канале. Все что не вписывалось в традиционный поп-музыкальный формат принималось Сергеем Атиповым и Co с распростертыми объятиями. Только в программе 'А' можно было увидеть, например, 'живые' концерты 'Гражданской обороны'. С другой стороны находилось там место и Веронике Долиной, и Юлию Киму. спЛин тоже появился там в конце 96-го. Это была видеозапись концерта в 'Горбушке'. Сайт программы 'А' утверждает, что спЛин тогда играл на разогреве у Аквариума. У Александра Васильева на этот счет другое мнение'.

Васильев: 'Концерт в программе 'А'... мы играли однажды на разогреве у Аукциона. С Аукционом нас пихнул Серега Шкодин и Ленька Федоров до сих пор злится, что мы играли у них на разогреве, потому что этого, конечно, не должно быть с Аукционом, они сами должны выбирать себе разогрев. Почему то там был Чиж и он играл у нас на перкуссии, был такой момент. Да, но при этом Чиж был уже взрослым и созревшим артистом и он знал, что он делает и как это делать. А мы начинали с нуля совершенно, это были две группы совершенно разного уровня'.

Стрельцова: 'Чиж к тому времени уже прочно освоился в Питере и успел со всеми подружиться настолько, что во время одного из радиоэфиров Александр Васильев посвятил ему песню'.

Васильев: 'Песня посвящается Чижу. Я ее сам называю 'Хочу чай-2', потому что она была написана сразу после прослушивания там песни. А так она называется 'Частушки'.

*Звучат 'Частушки'*

*вставка в середине трека* Васильев: 'Ну 'Частушки' - это стебалово такое по форме русской народной, а по содержанию - очень современный, тем что меня окружало, чем я занимался. Альпинизм, лифты, реклама'.

Стрельцова: 'Вот по поводу той концертной версии 'Частушек', которой мы начали - эта 'живая' запись, сделанная программой 'Российский рок', радиостанцией 'Радио 1 Петроград'. Вел программу Валерий Жуков, впоследствии начальник программного отдела 'Нашего радио' в Санкт-Петербурге'.

Васильев: 'Вот он вел тогда эфир, у него была программа 'Русский рок' и раз в неделю он устраивал 'живые' эфиры. Мы пришли со Стасом туда с акустикой и играли там час. Но правда это УКВ, в fm-диапазоне они так и не появились. Но тем не менее люди знали про эту станцию и слушали ее'.

Стрельцова: 'На том концерте музыканты отыграли почти весь альбом 'Пыльная быль' плюс кое-что из незасвеченного. Так вот пираты, торговавшие 'Коллекционером оружия' на 'Горбушке' записывали альбом двумя треками с того эфира - 'Частушками' и 'Пургой-кочергой'. 'Пурга' увидела свет только на васильевских 'Черновиках', а вот 'Частушки', действительно стали первой широко засвеченной песней из 'Фонаря под глазом'.

Куренков: 'Первая половина 90-х стала, наверное, самым плачевным временем для российской индустрии кинопроката: сокращалось количество фильмов. В 91-ом году в СССР было снято 375 кинолент, а в 2000-ом в России - всего 60. Кинотеатры превращались в мебельные салоны или в пункты продажи автомобилей. Но в 96-ом в стране начали появляться кинотеатры нового типа, оборудованные dolby raundom, хорошим изображением, удобными креслами и недешевыми, но приемлемыми по ценам билетами. Первым таким залом стал отстроенный в столице кодек 'Киномир', куда ходили как за шесть лет как до того в соседний макдональдс на Пушкинской. А потом и старые кинотеатры научились ремонтировать и доводить до европейского уровня. Как ни странно Васильев, большой киноман в кино ходил и ходит редко. Да и собственный видеомагнитофон у него появился совсем недавно'.

Васильев: 'У меня никогда не было магнитофона, т.е. я его купил в первый раз полгода назад, потому что до сих пор на DVD не изданы ни 'Гамлет' ни 'Король Лев'. А так у меня никогда не было. Нам брат жены дал свой, у него два было, он добрый. И мы всю жизнь смотрели на его видике'.

Стрельцова: 'Впрочем и в кинотеатрах и дома народ смотрел тогда одни и те же новинки. На альбоме 'Фонарь под глазом' целых две песни навеяны кинофильмами школы Тарантино. Как тут не вспомнишь, что кино иногда тоже называют - волшебный фонарь'.

*Звучит песня 'Англо-русский словарь'*

*вставка в середине трека* Васильев: 'Хит... просто, ну опять же под влиянием Тарантино и того, что все вокруг смотрели голивудское кино с русским переводом. А английский же текст пробивается и там все - fuck! fuck! motherfucke! Черт, черт, черт побери там и т.д. вот это несоответствие фишкой стало на какой то период времени, что я сделал из этого песню'.

Стрельцова: 'Лама' звучала и в ходе тура 'Голосуй или проиграешь' и на фестивале 'Наполним небо добротой' и в программе 'А', короче везде. И всегда пиком номера было исполнение Стасом Березовским той самой арии тибетского Ламы'.

Васильев: 'Стаса попросили пройти к микрофону и исполнить дважды арию тибетского Ламы. Стас это обожает делать. Он дважды это исполнил и оба трека вошли в Муз-ТВ. Он же иногда сам в себя не попадает, как бы с разных мест начинает петь и вот эти два голоса сплетаются и это очень красиво было'.

Стрельцова: 'Кстати, тогда считалось, что 'Давай Лама' - это скрытая насмешка над БГ, который кограс в те годы начал активно ездить в Непал. Оказалось, что мишенью песни была другая'.

Васильев: 'Скорее на длинный, потому что появилась какая то баба, которая стала петь песни тибетских Лам. Это вообще меня ***, что же такое то'.

Стрельцова: 'Вокальные способности Стаса уже использовались группой, но в 'Ламе' он, конечно, был незаменим, без него песня теряла половину очарования'.

Васильев: 'Я много раз наблюдал Стаса, я же видел как он начинал им петь на своем блестящем псевдо-английском, потом одна песня у него была, только не падайте со стула, на финише, поскольку по легенде Стас долгое время обучался в еврейском университете и с блеском выучил. И на русском если он начинал песню, то обязательно он недопевал ни одной песни до конца, это тоже его фишка была. Он оставлял все на середине и говорил: 'Ну все... так... все!' И все уже знали, что у Стаса приятный тембр голоса, что он вот такие вещи любит распевать, поэтому мы его попросили это сделать'.

Куренков: 'Появилась традиция записываться в Москве. В дальнейшем они будут менять студии. 'Гранатовый' альбом будет писаться в студии SBI, а '25 кадр' и последующий в МГСУ. Но привязанность к столице в этом смысле останется неизменной'.

Васильев: 'Да, пишется только здесь, потому что как не приходишь на питерскую студию, они говорят - ну у нас на 4 месяца вперед все расписано, вообще нет ни одной свободной смены. А звонишь в Москву и говоришь - ну Серега, ну сделай что-нибудь. Он говорит - ну давай, ладно, вот тебе там 10 вечеров по 6 часов я даю. Все отлично. Приходится писаться в Москве, но это исключительно из-за дефицита студии звукозаписи в Питере, потому что там денег не так много крутится, люди не вкладывают в это деньги, не открывают там студии, поэтому там большие очереди'.

Стрельцова: 'Если посмотреть на обложку диска можно заметить и еще одну деталь. Все они записаны либо поздней осенью, либо зимой. Это тоже не случайно'.

Васильев: 'Я предпочитаю, конечно, записываться с осени по весну, чтобы зиму отсидеть в студии, а летом гулять. Ну кто же летом хочет сидеть на студии? Мы один альбом писали, мы чуть с ума не сошли, что мы все же альбом пропустили, не купались, ни чем таким не занимались'.

Стрельцова: 'Работа в хорошо знакомой студии Стаса Намина ***. Аранжировки обрастали деталями прямо в процессе записи, но на двух песнях произошел зацик. Группа просто не знала как к ним подступиться. Для одной сделали было электрическую версию и даже прокрутили ее по радио. Но потом сняли, очень уж она резала музыкантам уши'.

*звучит та самая электрическая версия песни 'Моя любовь'*

*вставка в середине трека* Куренков: 'Для альбома 'Фонарь под глазом' было решено сделать новую аранжировку песни 'Моя любовь', где всю дорогу солирует флейта. На конверте альбома помечено, что на ней играет некто Атарий Брахмапутра... и это вовсе не Яник Николенко, как некоторые могли бы подумать'.

Васильев: 'Это компьютер 'Атарий' че то 1064, что то такое. Поскольку из него неслись индейские флейточки, мы его решили озаглавить как Атарий Брахмапутра'.

Куренков: 'А Яник Николенко появится в истории группы очень скоро. Уже в июле 97-го они с Васильевым дадут совместный концерт'.

*звучит песня 'Моя любовь', версия с 'Фонаря'*

Куренков: 'Именно на новую версию песни 'Моя любовь' был снят единственный на альбоме видеоклип'.

Васильев: 'Серега Шкодин... он всегда нам желал зла :-) Ну я ему говорю - давай снимать на 'Ламу', Эта песня гораздо красивей, потому что уже явно мы шли к такому гитарному року и она более веселой была. 'Моя любовь' там такой текст глубокий, красивый, надо типа это запечатлить в веках. И какой то из челов нам расписал какой то очень странный клип. Нафиг нам это надо... и мы не будем больше такого делать'.

Стрельцова: 'В дальнейшем Васильев иногда сам рисовал клипы, используя flash-технологии и выкладывал их на сайте, благо опыт общения с компьютером у него был датый'.

Васильев: 'У меня первый компьютер появился в 90-ом году. Это был ES1840, это был компьютер моего тестя. Он уехал в командировку, оставил нам с женой компьютер. Мы не знали еще с какой стороны к нему подходить, там дискеты какие то. Тогда не было винчестеров, тогда были гибкие диски большие. Но зато мы играли уже во все игры - пожираловки там всякие, принцы там и все другое'.

Стрельцова: 'Запись альбома двигалась к финалу, а оформить обложку удалось с помощью добрых гениев спЛина той поры - группы Алиса'.

Васильев: 'Обложку делала очень симпатичная девушка, жена бас-гитариста группы Алиса Петра Самойлова - Настя Самойлова. Там была классная тусовка из очень красивых женщин - это жена Кинчева, жена Самойлова, жена по-моему барабанщика Алисы. Они как то все нас опекали. Мы как то им очень понравились и они нам помогали здесь в Москве, действительно, они нам деньги иногда давали, просто когда уже ***. И в одной тусовке как бы - а че альбом выпускаете? Давайте я вам дизайн сделаю. И вот впервые появилась splean на английском через 'ea'. Я попросил ее тоже это сделать'.

Стрельцова: 'Намек был понятен... за 35 лет до спЛина стали также писаться Beatles'

Васильев: 'Ну просто нужно было как то английскими написать группу. А писать через два 'i' было скучно. Beatles тоже было скучно...'

Стрельцова: 'Обложка в итоге получилась веселой, разноцветной и очень весенней. Кроме фотографии группы на развороте были помещены рисунки Саши Васильева. Весной 97-го диск выпустили. Уже было солнечно'.

*звучит песня 'Скоро будет солнечно'*

Мара

P.S. При расшифровке в некоторых местах я могла приврать, т.к. некоторые слова писались на слух... поэтому текст я думаю не без ошибок.

Звуковой файл программы можно скачать здесь (первая часть) и здесь (вторая часть).

Hosted by uCoz