АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ: 'Я НИ ХРЕНА НЕ ДЕЛАЮ В ЖИЗНИ!'
'спЛин' – одна из немногих бывших советских, а теперь российских рок-групп, которые наряду с талантливой молодежью продолжает собирать полные залы на своих концертах. Такие исполнители, как Земфира, Чичерина, Би-2, 7-Б давно опередили в рейтингах популярности 'старичков': 'Аквариум', 'ДДТ', 'АукцЫон', 'Алису'. И все же 'спЛин' и ее лидер Саша Васильев продолжают оставаться на волне популярности, а Сашину песню 'Мое сердце' обычно зрители поют хором, от начала и до конца. Причем, ее знают и 30-летние мужички и 10-летние школьники.
А. Воронцев: Саша, сейчас появилось много молодых групп, а вы уже много лет играете… Не чувствуете себя стариками? А. Васильев: Нет. Однозначно нет. 33 года – совершенно нормальный возраст. Лет до 45 можно ощущать себя молодым. А по возрасту группы, по времени, сколько группа существует – это ничего не означает. Вообще. Можно лет 15 –25 лет быть на плаву, но появятся молодые и такого тебе пинка под зад дадут, если, не дай бог, расслабишься! И это хорошо. Воронцев: А когда вас самих, молодых еще пацанов, не приняли в Ленинградский рок-клуб тогдашние монстры рока? Это тоже был пинок? Васильев: Это было в 1987 году, мне тогда было 17-18 лет. Это был такой интеллигентный пинок, он заставил меня еще больше работать. А тот человек стал нашим приятелем спустя 10 лет. Естественно, он уже не помнил о какой-то там молодой группе, которую он когда-то 'зарубил'. Воронцев: Вы обладаете информацией о том, как продаются ваши кассеты, диски, где вы популярнее всего? Васильев: А зачем мне это надо? На это есть продюсер, он всем этим занимается. Воронцев: Значит, вы являетесь человеком, которого продюсер выводит, как ракету на старт, туда или сюда… Васильев: Ни хуя! Я сам по себе нормальный. Продюсер просто в народ это проталкивает, я сам не хочу этим заниматься. Кроме того, все бытовые вопросы, билеты, номер в гостинице – все это решает он. И это отлично. Воронцев: Вы сами планируете, куда поехать? Васильев: Конечно, нет. Это исключено. Мы не можем это делать, такого никто не может делать. Воронцев: Но бывают чисто человеческие причины: устал, надоело ездить? Васильев: Тогда мы уходим в отпуск. Это не мое - это общее желание. Если восемь человек одновременно чувствуют, что устали, мы говорим: вот с этого числа по это мы не играем вообще. Воронцев: А как продюсер? Васильев: Ну что он – ляжет под танк что ли? Его же восемь человек просто отметелят так, что… А как иначе? Если люди хотят отдыхать, а кто-то им не дает, они его начинают бить. И правильно делают. Воронцев: Это только в вашей группе такие демократические отношения с продюсером или у других то же самое? Васильев: Еще хуже – там цепи применяют, дубинки, бейсбольные биты, иногда даже крапиву (смеется).
Воронцев: Есть такое понятие 'в зените славы'… Васильев: …Ну да, пять лет уже продолжается, нормальный такой зенитик. Поэтому я и не хожу особо по городу. Воронцев: Отличается ли украинская публика от российской или, скажем, от прибалтийской? Васильев: Публика одинаковая во всех городах и странах. Ну, правда, на курорте более раскованная. Это естественно – на солнце мозги плавятся. Васильев: У нас вообще другая страна, не так, как во всем мире. Точнее, у нас нормальная страна третьего мира раз-ви-ваю-ща-я-ся! Здесь все сумбурно, все идет, хрен знает как, сопротивляться этому не нужно, нужно просто терпеливо ждать, когда все само собой устаканится. Я не революционер, я, блин, даосист – сижу и ни фига не делаю, а все ко мне само приходит. Воронцев: Вы себя ощущаете поэтом, композитором, музыкантом, вокалистом… Васильев … человеком, который пишет песни. Он в одинаковой степени может быть и тем, и тем, и тем. Воронцев: То есть, вы – автор-исполнитель? Васильев: Конечно. Воронцев: В ваших песнях отражается ваше внутреннее состояние? Васильев: Я всегда пою от своего лица, о том, что у меня внутри. Другое дело, что это совпадает с мнением и ощущениями других людей. Которые начинают все слова воспринимать на свой счет. И это тоже нормально, тоже хорошо. На фестивалях надо играть быстрые, ритмичные, известные песни. А у нас до фига всяких психоделических и медленных вещей. Естественно, мы не тратим себя.… Тем более, для их исполнения нужен хороший звук и так далее. Мы специально играли акустические концерты и диски издавали. Воронцев: Многие рок-музыканты пробуют себя в других ипостасях кроме рок-н-ролла – от литературы до кулинарии. Какая ипостась Ваша? Васильев: Я немного рисую и занимаюсь 'Интернетом' - делаю сайты, мультфильмы, все это есть в сети, в том числе и на нашем сайте.
Воронцев: Скажите, рок-н-ролл – это масскультура или субкультура? Васильев: Вот это хороший вопрос… я думаю, что это музыка, которая все время на грани балансирует между субкультурой и масскультурой. Очень просто перевалиться либо туда, либо сюда. Скажем, группа где-то себе растет потихоньку и вдруг – раз – все ее знают, все ее слушают, все ее начинают любить. То есть, это уже культура масс. Я думаю, что это просто хорошая музыка, очень хорошая и уже становится неважно, что это – рок-н-ролл или попса, субкультура или масскультура. И настолько кайфово, что наплевать на все остальное. Я вчера сформулировал для себя, что такое попса и что такое рок-н-ролл. Попса – это когда артист отсасывает у толпы. А рок-н-ролл – это когда артист посылает толпу на хуй. Если это по-настоящему. Если это настоящая попса, то миньет должен быть глубоким и долгим. А если это настоящий рок-н-ролл, то буква «у» в слове 'хуй' должна тянуться как можно дольше, насколько хватит дыхания. Воронцев: На кого в свое время ориентировался в своей музыке 'спЛин' и есть ли сейчас группы, похожие на вас? Васильев: Такая ситуация: внутри одной Вселенной находятся много-много планет, которые вращаются друг вокруг друга и время от времени спутники и планеты меняются местами да еще меняются друг с другом. То есть, идет такое броуновское движение постоянное. Людям свойственно слушать что-то, а, слушая – заимствовать. Кто-то сказал, что любая культура, взаимодействуя с другой культурой, обогащается. И этот процесс обязательно должен происходить. То есть, если русские группы слушают английские – из английского рока к нам очень много пришло: ритмика, звук, аранжировки, настроение – это совершеннно нормально. Воронцев: А конкретнее? Вы чего наслушались – 'Pink Floyd', 'The Doors', кого-то еще? Васильев: Список этих имен очень велик. Я с удовольствием пропускаю через себя весь мир, все, что мне нравится и все, что не нравится. Я впитываю, но в итоге выдаю свое. И поэтому мы и существуем. И я не знаю, кто там на кого похож, я просто слушаю и решаю – нравится или не нравится. Воронцев: А появились 'сплиноподобные' группы? Васильев: Понимаешь, на 'cпЛин' невозможно быть похожим, потому что у меня своя шизофрения, ее трудно воспроизвести или повторить. Да это просто бесполезно. Воронцев: Есть ли у Александра Васильева какие-то принципы, вот, к примеру, с этим человеком я выйду на сцену и буду выступать, а с этим – нет? Васильев: Не, такого нет. Как это так – ставить себя выше, чем кто-то другой? Ну пусть он отыграет перед тобой или после тебя. Какая разница? Ты выходишь на сцену и поешь свои песни. Все! Под фанеру мы не играем, чужих песен не поем… (смеется). Поем, но хорошие… когда выпиваем. Воронцев: А на концертах поете? Васильев: А зачем это нужно? Тут своих песен уже порядка ста написано, есть из чего выбирать. Воронцев: Какие украинские группы Вам известны, кроме, конечно, уже 'прописавшихся' в Москве 'Воплей Видоплясова' и 'Океана Эльзы'? Васильев: 'Грин Грэй'… Ну, 'Танок …', естественно, но в меньшей степени. Глубже мы не копали. Но глубже, наверное, ничего и нет, по большому счету, если б было что-то – уже б в Москве стало известно. Воронцев: А группа 'Я и мой друг грузовик'? Васильев: А, да-да, этих знаю – я их слышал в клубе 'Китайский летчик Джао-да'. Воронцев: В России тоже самое происходит с молодыми командами, которые прозябают в неизвестности на переферии? Васильев: Таких групп нет. Если кто-то где-то появился – мальчик, девочка – что-то написал, даже одну-две вещи, кому-то показал – все! Через неделю собирайся и в Москву – фью! (свистит). Талантов на самом деле мало. Продюсеров до фига в Москве сидит, а групп по большому счету, которые залы собирают и гастролируют очень немного. В России явный дефицит хороших групп вообще и просто групп. Вот мы заслали диск – у меня столько звонков началось! Давай, мол, я тебе дам столько баксов и вот столько баксов. Просто я потом телефон отключил. Демо (демонстрационная запись – ред.) молодым надо делать, конечно. Любое демо, хоть на мыльнице под гитару. Если будут хорошие песни – я сам буду записывать. Воронцев: То есть, совет от группы 'спЛин' молодым музыкантам: делайте … Васильев: Ничего не делайте! Пишите песни, и все само к вам придет. Я, блин, даосист, на фиг, ко мне все само собой приходит. Я ни хрена не делаю в жизни!