О.Голотова: … а здорово, на самом деле, пообщаться с человеком, который убежден в бесполезности каких-либо интервью. Мол, слушайте песни — в них все сказано. У нас в гостях Александр Васильев, добрый день! А. Васильев: Привет, Новосибирск! О.Г. …но тут выясняется, что Александр давно не давал интервью, и почему бы, собственно, не развлечься? А еще, я думаю, что есть польза от этой картины — 'она дырку на обоях закрывает'. В смысле — у Вас же целый день сегодня свободен в связи с переносом сегодняшнего концерта на завтра, времени — прорва, и тут мы! А.В. Ну да, в принципе, мы отдыхаем сегодня. Сейчас был прекрасный обед, после радио мы поедем кататься на теплоходе… О.Г. Тем более с погодой повезло. А.В. Ну да. О.Г. Обзор достопримечательностей можно осуществить. Что бы вам у нас посмотреть-то такого... А.В. По сравнению с Питером, да? О.Г. Ой, ну, не надо вот этого. А вот же как любопытно совпало — буквально на днях был у нас Сергей Владимирович Мазаев, так мы поздравляли его группу 'Моральный кодекс' с 15-летием. И тут, выясняется, что буквально 27-го мая группе 'спЛин' 10 лет. Это же просто праздник какой-то! Это значит, что Вы вскорости приедете к нам снова, с юбилейными гастролями? А.В. Вряд ли… Никто из нас даже не дергается, чтобы делать какие-то туры, посвященные самим себе. Это просто глупо и нескромно. О.Г. Так принято, так все делают, ну… в основном. Информационный повод попиариться. А.В. Ну да, да. О.Г. Но это не ваш стиль? А.В. Да неохота этим заниматься и просто лень. О.Г. Но, тем не менее, пластинку надо выпустить. К 27-му мая это уже вряд ли, но я читала, что по осени вы выпускаете новый диск. А.В. Это да. Но графика у нас по большому счёту никакого нет, и с днями рождения и выпусками альбомов это не связано никак. Как-то всё получается само собой, и пусть получается. О.Г. Про «Черновики». Это Ваша сольная пластинка и она вышла буквально вчера. Я ее пока не видела, не слышала… А.В. Я сам увидел её только сегодня. О.Г. И как она? Всё как надо? Оформление?… А.В. А просто мы с дизайнером списывались постоянно по e-mail. Он мне присылал варианты, я всё это в Интернете увидел, одобрил. Вот, теперь увидел пластинку и очень рад. О.Г. Состав несколько неожиданный. 'Черновики' — это песни, не вошедшие прежде никуда за последние 15 лет, да? Плюс несколько… А.В. Плюс несколько чужих вещей. О.Г. Это 'Пауза' Макаревича, это 'Братские могилы' Высоцкого, это 'Аделаида' Гребенщикова и песня на стихи Бродского… А.В. 'Конец прекрасной эпохи'. О.Г. Такая странная комбинация! А.В. Совершенно нормальная комбинация, учитывая то, что мне летом должно исполниться 35 лет, и я специально эти песни вставил в сольный альбом, чтобы просто показать, к какому поколению я принадлежу и что я слушал в детстве. О.Г. 35? Вы — Лев? А.В. Нет, я Рак по гороскопу. О.Г. В июле? А.В. Да. О.Г. Я так спросила, как будто я в этом разбираюсь. А.В. Да я тоже не разбираюсь. О.Г. Мазаев на вопрос '45 — это много?' ответил: 'Да'. А.В. Да? О.Г. Да. А.В. Ну, классно. Я жду, когда мне будет много лет. О.Г. Есть такая книжка — 'Скоро 30'. В ней об этом. Парень всё время ждёт, когда ему будет 30, и он, наконец, станет взрослым. Вам скоро 35, и как? А.В. Да и нормально. Вон: штаны широкие, кеды лёгкие, футболочка — и вперёд! О.Г. Это биологический возраст. А внутренний? Он… А.В. А чем биологический от внутреннего отличается? О.Г. Вот мне будет 32 чуть позже, чем Вам 35. Но я думаю, что мне 27 на самом деле. А то даже может и 25. А.В. Не, я хочу, чтобы мне было лет 56, чтобы я был таким oldовым и со мной была юная девушка. Мик Джагеровский такой вариант. О.Г. Вот так? А.В. Конечно! О.Г. Мы же делаем стенограммы, вывешиваем интервью в Интернете. Ваша жена, Александра, она же, наверное, пользователь?… А.В. Да, но… О.Г. Она адекватно к последнему заявлению отнесется? А.В. Она пользователь, и она с юмором ко всему относится. О.Г. Знаете, как Жванецкий это называет? Второе поколение жён. А.В. Вот! О.Г. Классная фраза! А.В. Молодец, да. О.Г. Забавно — быть oldовым, ну и goldовым заодно. А.В. Нет, oldовым, но не goldовым. О.Г. И что же будет делать, чем займется Александр Васильев в 56? Вот сидит он такой в своём кресле-качалке, и в 57 начнет раскачиваться… А.В. Ну, вот я не знаю, что это за кресло будет, лишь бы оно было мягким, удобным и комфортным. О.Г. Это происходит в Питере? А.В. Ну, да. У меня есть кресло, но я там почему-то не сижу никогда. О.Г. Нет, в то время, когда Вам 56. А.В. А! Понятия не имею. Понятия не имею. Но, скорее всего, да. Скорее всего, да. О.Г. А вообще, корректно говорить, что 'спЛин' — питерская группа? А.В. Конечно, да. Ну, это же слышно всегда. О.Г. А опять же Мазаев говорит, что делить рок на свердловский, на питерский, московский — это глупо. Что мы едины, непобедимы и… А.В. Может, это и глупо, но, тем не менее, всегда слышно, откуда группа. Всегда. Нас не проведёшь. О.Г. 'спЛин' преуспел достаточно быстро. 'Коллекционер оружия' — это ведь 96-го года пластинка? То есть о вас всерьез заговорили уже через 2 года, после того как 'спЛин' образовался, да? А.В. Примерно так, да. О.Г. Но это ведь просто мгновенно — 2 года! Как один день. А если бы известность не пришла так быстро? Если бы гораздо больше песен были бы написаны в стол — отмечала бы сейчас группа 'спЛин' свое 10-летие? А.В. Понятия не имею! Все эти варианты — 'если бы', они мне не проходят. Я не могу размышлять на тему 'если бы'… О.Г. А мне все же интересно узнать, насколько вы уверены в том, что делаете. Все ли правильно, а если кто не ценит — это их проблемы… А.В. На самом деле, нет. Я всегда сомневаюсь в правильности любого шага, который я собираюсь сделать. По-моему, это совершенно нормальная человеческая черта. Если бы я был самоуверенным и шел бы как танк, то все было бы по-другому. О.Г. И звали бы меня Филипп Киркоров. А.В. Да, на самом деле, у меня хватает сомнений. И звали бы меня по-другому. О.Г. А что Александр Васильев, преуспевши так мгновенно, скажет группам, которые много работают, хорошо работают, но, к сожалению, фортуна улыбается им не так ослепительно, как 'спЛину'? 'Ребята, ….' А.В. Ты понимаешь, я не люблю глагол «работать» в отношении музыки, потому что, ну не знаю, к счастью это или к несчастью, это не работа. Либо тебе это дано и оно все само получается, либо ты можешь работать, но у тебя никогда ничего не получится. О.Г. Хорошо, назовем это иначе… Но я не люблю слово 'творчество', на самом деле. А.В. А я люблю. О.Г. Хорошо. Итак, люди творят, пишут песни, но их не слышит, скажем, Михаил Козырев и не приглашает их на 'Максидром'. А.В. Значит, песни слабые пока еще. О.Г. Вот так? А.В. Да. Надо писать сильнее, только когда появится хотя бы одна песня, тут же набежит масса продюсеров и менеджеров. Они будут совать пачки денег, предлагать иномарки, увозить в Москву и т. д. Потому ни один талант в нашей стране не пропадет. О.Г. Приятно слышать. А.В. Ни один, потому что у нас огромное поле деятельности, я только что был в Калифорнии и разговаривал с местными музыкантами. Они мне сказали одну простую вещь: в Лос-Анджелесе живет 15 миллионов человек и там 10 тысяч рок-групп. Это такая мощная конкуренция! В Санкт-Петербурге живет 5 миллионов человек, но групп там, может, 11, но я бы сказал, что по большому счету... ... ... ... 3 О.Г. Это 'спЛин' и …? А.В. ... О.Г. Мы этот момент не повесим в Интернете, скажите. Здесь Васильев действительно назвал, по его мнению, настоящие питерские группы, а мы, как и обещали, этот эпизод подрезали. Чтоб остальным было не обидно. О.Г. И как Вы классно сказали об этом Калифорнийском опыте в одном из интервью: 'там 10 тысяч групп, потому что у них есть гаражи и баксы'. А.В. Да — гаражи и баксы. Обычный подросток живет в Лос-Анджелесе, а это двухэтажный городишко, в частном доме, больших домов там нет. В каждом доме есть гараж, достаточно большой, метров 30 на 40, там по 2 машины. Машины выкатываются во двор, сынок ставит туда аппаратуру, приглашаются друзья, и группа начинает репетировать. Причем все это происходит, когда им по 12 —13 лет. Они делают первые шаги, они уже в этом возрасте знают, что в Лос-Анджелесе 10 тысяч групп, и они понимают, что либо они будут играть правильные песни, либо о них никто не узнает. Жесточайшая конкуренция! А у нас нет ни гаражей, ни баксов. Но как только страна начнет развиваться, а она уже на этом пути, как только у людей появятся деньги и гаражи, так, соответственно, страна будет иметь много хороших групп. О.Г. А мне кажется, что страна развивается в том направлении, когда молодые люди хотят, чтобы 'им повезло и они работали в офисе'. Мне кажется, сейчас такой крен. А.В. Это, может быть, временный крен. На самом деле, художника никогда не прельстишь никаким офисом. Художник, наоборот, из офиса бежит. Либо делает какой-то свой офис, уже под свой вкус, как хочет, там: грязный компьютер, пепельница полная окурков, много бутылок пива. Например, офис Олега Куваева в Петербурге, где рисуются очередные мультфильмы — это совершенно неформальная обстановка, непохожая на офис коммерческой фирмы. О.Г. А еще есть мнение, что количество художников при одинаковых условиях жизни — всегда константа. Так же как и воров, и менеджеров — их всегда во все времена рождается одинаковое количество. А.В. Да, да я согласен. Пропорция одна и та же. О.Г. Про молодые группы. Есть ли сведения о том, кто будет на разогреве из Новосибирской музыки? А.В. Говорят, что никого не будет из-за переноса. Я напоминаю, что мы должны были сегодня играть на Набережной, но концерт состоится завтра во Дворце Спорта и вечером еще в Рок-Сити. Соответственно, мы в Ледовом сыграем поп программу, потому что много народу и, соответственно, надо сыграть те песни, которые были на радио и телевидении, а для клуба — все остальное. О.Г. Можно надеяться, что в Рок-Сити будет что-нибудь из того альбома, который выйдет осенью? А.В. Ну, может быть одна-две вещи. Ну, мы их пока держим, то есть когда у меня просят сыграть, ну, новые вещи, я желающих пока осаживаю, потому что вся жизнь впереди. Пусть все песни постепенно входят в альбом. О.Г. А как вы планируете концерт на той или иной площадке? А.В. Представляешь, нас 6 человек в группе, и если каждый начнёт предлагать свои песни, то все в бардак превратится. Я просто сажусь в уголке и пишу список. Ну, время от времени спрашиваю, типа будем играть эту песню или вот эту? Ну, и как-то все «да, нет»; на самом деле это лёгкий процесс, никогда никаких затруднений не возникало. О.Г. А из 'Черновиков' что-то будет в Рок-Сити? А.В. Возможно. О.Г. Все уходят, остаётся Васильев? А.В. Ну да, иногда я так делаю, чтобы ребята ушли покурить, а зал отдохнул от громкой музыки. Пару вещей послушал под гитару, а потом все наши возвращаются, и всё внезапно снова. О.Г. Мне интереснее бы было завтра побывать в ЛДС, посмотреть, как стены себя поведут. Аудитория ограничена только площадью, потому что приглашён целый город. А.В. Ой, боюсь, боюсь! О.Г. А ведь Вы зомбируете людей. А.В. Так... О.Г. Меня — да. Я человек, который не помнит дни рождения даже близких людей, и при всём при этом, когда я была в Москве в 'Лужниках', вы со сцены сказали: 'Запомни эту дату: 11-е августа 98-го года. К нам приехал Роллинг Стоунз'. А.В. Везёт тебе! О.Г. Я, кстати, не буду спрашивать, как Вы оказались на разогреве Роллингов. Мне интересно, Вы остались на сам концерт? А.В. Да, конечно. О.Г. Это… А.В. Ну это как тебе сказать… Эта не самая музыкальная группа в мире. Они, может, не так хорошо играют, и у них мелодия песен такая примитивная. Но это больше, чем музыка — это знак времени, знак свободы какой-то. Учитывая, что наше детство прошло в Советском Союзе, там, где музыка запрещалась, это был глоток свежего воздуха, это было больше культовое событие, чем музыкальное. О.Г. А вот что касается шоу. Мне кажется, 'спЛин' — группа, которая никогда не будет делать такого шоу. А.В. Да нафиг надо! Шоу делают те, у кого песни плохие, им надо как-то песни спасать. О.Г. :-)) А.В. Какие-то чтобы девчонки танцевали сзади, фейерверки громыхали и так далее. Мы очень скромно одеваемся, у нас скромный свет. Мы выходим и играем, и этого всегда было достаточно. О.Г. Как Вы сказали, 'Мумий Тролль' — фантик; 'спЛин' — то, что внутри'. А.В. Ну, это, наверное, уже неактуально. О.Г. Не знаю. Я недавно была на концерте 'Мумий Тролля' и подумала: 'Боа и блёстки'. А.В. Илья начинал как последователь Хармса. Всё такое нелепое и состыкованное наспех. У меня же Северянчество, помнишь такого? О.Г. Игоря Северянина? А.В. Игоря Северянина. О.Г. Но мне кажется, Вы с Лагутенко похожи. Тем, что с одинаковым азартом относитесь к игре слов. А.В. Ну, нет. Он, конечно, авангардист, а я, извините, классик. Он придерживается авангардистских канонов, а я классических. Вот и вся разница. О.Г. А есть у Лагутенко некая такая строчка, услышав которую, Вы сказали: 'А почему не я? Уважаю!'. А.В. На самом деле, у любого человека можно найти такие строчки, которые ложатся мгновенно и остаются с нами до смерти. О.Г. А из последнего: что такого встретилось и запомнилось? Я вот люблю цитаточки такие. А.В. Я тоже. Например, мне в процессе самой мерзкой, противной осени вспоминается 'Аукцион' с завыванием: 'Зимы не будет'. И я хожу и пою эти три слова. О.Г. А есть у Вас хайку любимые? Ведь Вы были в Японии недавно? Я прочитала Акунина 'Алмазную колесницу', хожу теперь и цитирую. А.В. Да, я люблю, но вот так вот на вскидку что-то выдать… Нет. Я к японцам вообще как-то не очень. Японская культура — она ведь вторична по отношению к китайской, они ведь всё взяли от китайцев. Ну, не было у людей ничего своего, вот и пришлось как-то заимствовать. О.Г. Но как преуспели! А.В. Преуспели, да. Ну, всё равно мне как-то больше нравится первоисточник. О.Г. А Вы ведь были с Гребенщиковым вместе. Вы с ним вообще в последнее время плотно сотрудничаете. А.В. Мы не то, чтобы сотрудничаем, просто есть определённый дефицит общения. О.Г. А как это у вас — Гребенщикову интереснее молодой человек, свежая кровь, подпитаться, быть в теме, или Вам Гребенщикова опыт? А.В. Ты знаешь, я уже перерос. Мне нужно с кем-то общаться, друзья, и, несмотря на то, что такая большая разница в возрасте, он никогда не давал её почувствовать. Максимально приятное общение, вот и всё. Сидит человек на кухне, и кухня таким светом подсвечивается ни с того, ни с сего. Вон три дня назад у меня был Егор Тимофеев из 'Мультфильмов'. Он тоже волшебник. О.Г. И он, кстати, молод. А.В. Ну да, молод, зелен, юн, свеж, шило в заднице… О.Г. А, кстати, о 'Мультфильмах', о мультфильмах. Про 'Мы сидели и курили'. А.В. 'Мы сидели и курили'. Ну да, Олег Куваев собрал такой мульт-флэш-клип. Всё готово, сейчас опять всё упирается в 'Сони Мьюзик' /Sony Music/, чтобы запустить эту песню на радио. О.Г. Вы озвучиваете мультик? А.В. Нет, я не озвучивал, там просто кусок песни был, а сейчас мы взяли песню целиком. А Олег целиком нарисовал клип на это. Там много кто причастен. Он выпустил 5 серий: в первой играем мы, есть и мультфильм со 'Шнуром', мультфильм с 'Волковым трио', с 'Аукционом'… О.Г. Если это покажут, то где? А.В. Ну, пока только Интернет, понятно. Я думаю, что как накопится серий 10-15, то это покажет Рен-ТВ, или что-нибудь в этом роде. О.Г. Не тот канал. Хочется, чтоб 1-й. Но он никогда не обратит на это внимания. А.В. Ну, конечно, нет! О.Г. И вот нам велели заканчивать. Это отвратительно, ведь мы ничего не узнали! Не узнали даже рабочее название диска, который выйдет осенью. А.В. 'Реверсивная хроника человечества'. О.Г. Вот умеете Вы завернуть! А.В. Умею, да. О.Г. Ещё я хочу идею клипа подкинуть. А.В. Давай! О.Г. Мальчик маленький, который сыграл с Брюсом Уиллисом в фильме '6-е чувство'. А.В. Так. Отвратительное кино. Да, я помню. О.Г. Ну, мальчик прикольный. А.В. Прикольный. О.Г. Мне кажется, что это вот Александр Васильев, только в миниатюре. А.В. Да? О.Г. Вы очень похожи, только он молодой. А.В. По идее, сейчас начало 21 века, сейчас нужно снимать компьютерные клипы и писать компьютерную музыку, но просто меня тянет вживую, мне нравится живая музыка. Соответственно, у нас клипы такие — все кинематографические. Если бы мы играли такое всё, электронное, — это было бы круто. О.Г. Я, кстати, посмотрела Ваши флэши на сайте, Ваши рисунки — Вы Джон Ленон, вот так! А.В. Да ладно! О.Г. С той только разницей, что… А.В. …Тот умер, а я живой. О.Г. Совсем уже дурацкий вопрос напоследок. Почему буква Л в написании «СпЛин» больше остальных? А.В. Потому что, знаешь, когда я был маленький, я ездил в музыкальную школу, на 51-м автобусе. Два из них были ЛИАЗы, гробы такие, а один львовский — ЛАЗ. Я предпочитал последний и я даже загадывал, если именно он приедет, значит, сегодня все будет нормально. И вот из его логотипа и наша большая буква Л. О.Г. Вы это сейчас придумали? А.В. Нет, это все так и было. О.Г. Спасибо и удачных концертов. А.В. И вам. До встречи.