Вадим Штепа Многих привлекает в спЛине мощный и лаконичный символизм - 'Выхода нет', 'Катись колесо', 'Гни свою линию'... Такие припевы звучат почти как мантры или даже коаны. Не потому ли где-то прямо было написано, что Васильев - даос? Александр Васильев: Ну насчет конкретного 'даоса' - явное преувеличение. Вообще никакая религия не поддается простому 'раскладыванию по полочкам'. Этот интерес у меня идет от собственного внутреннего ощущения, хотя это конечно не игрушки, а вполне реальный путь. И 'Дао-Дэ Цзин' Лао-Цзы для меня действительно 'книга книг'. С Библией вот почему-то такие отношения не сложились... Штепа Да, сейчас бывает печально наблюдать, как некоторые 'новообращенные христиане' в мире музыки вместо познания самих себя сразу же прячутся за стеной догматов, и потому у них вместо творческого самовыражения выходит какое-то назидательное фарисейство... Васильев: Я думаю, что дело здесь не в разных традициях, религиях и философиях, а в тех людях, которые за ними следуют. Иногда даже самая благая идея может сделать из человека нечто ужасное. В истории примеров тому полно, да и сейчас в мире... Штепа спЛин - все-таки отчетливо питерская группа. Есть люди, кому именно ваша музыка помогла открыть своего рода 'мистику Питера' - города с таким уникальным небом и настроением... Ты, вероятно, и сам воспринимаешь Питер не просто как 'место жительства'? Васильев: Конечно, у этого города такая особая история и такие люди там жили, что все это бесспорно влияет на настроение песен. Все наши песни там и написаны, в дороге вообще мало что получается. Все остальное кроме Питера для нас - это транзит, даже Москва, хотя столицей шоу-бизнеса является именно она. Штепа Политика сейчас тоже часть шоу-бизнеса. К сему такая странная аналогия приходит: вот Ельцин был на самом деле по психотипу этаким урало-сибирским 'евразийцем' - со всеми его барскими замашками, истероидным самодурством, всякими 'загогулинами' и т.п. И символами его эпохи в музыке стали команды именно из тех регионов - от уральской АГАТЫ КРИСТИ до дальневосточного МУМИЙ ТРОЛЛЯ и башкирской ЗЕМФИРЫ. Но вот стоило прийти Путину, внезапно, именно как этот '25 кадр'... Васильев: Вот оно что! :-) Штепа ...и мы вдруг обнаружили новый взлет питерской музыки. Гребенщиков записал несколько очень актуальных и мощных вещей, вышла бутусовская 'Элизобарра Торр', ну и собственно, ваш '25 кадр'. Думаешь, это случайно? Васильев: Вообще эта версия мне нравится своей бредовостью! :-))) Штепа Знаешь, как Бодрийар говорит - 'Если мир движется к бредовому положению вещей, то и мы должны сдвигаться к бредовой точке зрения'... :-) Васильев: И возможно в этой бредовой версии что-то есть... Тут можно на самом деле придумать кучу связей и параллелей, но пока почему-то не хочется этим заниматься. Подождем обсуждений, какие именно песни Путин нам написал... Штепа А все-таки кажется, что клип на ваш гимн новой эпохи - 'Остаемся зимовать' - как-то не очень в тему получился. Причем там 1812 год и французская армия? Ей ведь так и не дали в России перезимовать... :-) Васильев: Я тоже не знаю, причем там французы! Этот клип мне самому не нравится, но его делал наш рижский знакомый - Виктор Вилкс, это его видение, а я не привык вмешиваться в творческие проекты других людей. Штепа Сейчас, после известных событий, кажется, что лучшим клипом на эту песню были бы рушащиеся башни WTC... Васильев: Ну зачем же так круто? Штепа Просто как наиболее яркий символ реального пришествия новой эпохи, странной и во многом страшной. Это пришествие 'зимы' на самом деле оказалось глобальным. Не зря многие проницательные люди говорят, что XXI век наступил именно 11 сентября... Васильев: Ну песня-то написана раньше, хотя, кажется, в ней мы уже уловили некоторые изменения в том, что происходит в сознании людей. По крайней мере в российском... Штепа ...А теперь остается только надеяться, что зимовать придется не 'ядерную зиму'... Американцы сейчас, кстати, резко пересматривают отношение к своим красочным блокбастерам 'про террористов' - потому что фантастика стала реальностью. Они сами это накликали. Только всяких 'крепких орешков' и 'добрых терминаторов' в реальности не оказалось. Поэтому какие-то фильмы даже сняли из проката, хотя у нас по-прежнему крутят эти иллюзии... Как в этой связи, кстати, ты оцениваешь 'Брат-2' - остается ли он актуальным? Васильев: Во всяком случае в свое время он просто обязан был появиться. В России вообще проблемы с нормальным кино. Здесь свои иллюзии плодят деятели типа Михалкова - такая официозность, 'правильность' и иисусоподобие, что вызывает только отвращение, потому что второго Иисуса не будет. А благодаря 'Брату-2' русская молодежь получила блестящий саундтрек. Уже можно радоваться. Он профессионально снят, актеры хорошо играют, можно придираться, что это национализм и все высосано из пальца, но тем не менее пусть лучше этот фильм, чем ничего. Штепа По-видимому, здесь проблема поколений - тем, кому нравится лубочная михалковская клюква, в принципе не дано понять нового героя, слишком свободного и парадоксального. Если угодно, это вообще разные антропологические типы. Так что остается только ждать 'вымирания динозавров' - или в русской культуре навеки зависнет этот 'парк юрского периода'... Васильев: Один мой приятель, человек в принципе незлобный, я бы сказал даже добрый, как-то сказал, что если такие люди, как Михалков, уедут из России, эта страна будет жить гораздо лучше. Эти люди одним своим имиджем, одним своим именем держат нас на уровне 70-80 годов, и поэтому здесь ничего нового не происходит. Штепа А нет желания самому взять в руки камеру и показать 'как надо'? Васильев: Желание есть, но есть и проблемы с тем, что для этого надо все-таки переключиться на мышление более длинными формами и масштабами, чем песни. Хотя эта идея мне приходит в голову все чаще... Штепа Но, по-моему, и в песнях можно задействовать довольно масштабные образы - взять хотя бы 'Молоко и Мед', вошедшую в сборник 'Брат-2. За кадром' - это же прямая цитата из скандинавской мифологии, где именно этим 'коктейлем' поят павших героев в Вальгалле... Васильев: Возможно, но у меня эта песня возникла не под влиянием скандинавов, а скорее просто как 'память детства' - достаточно вспомнить, чем тебя спасали от всяких простуд. А если уж искать цитаты, то можно вспомнить и Джона Леннона с его альбомом 'Milk and Honey'... Штепа Хотя содержание песни 'детским' не назовешь... Занятные получаются 'коктейли третьей мировой'! Вообще кажется наступила 'эпоха коктейлей' - в моде сплошные сборники. Тех же 'Братьев' наклепали уже десяток, 'Нашествия' эти непрерывные... Такое впечатление, что рок превращается в какую-то одноформатную 'фоновую музыку', типа как в Макдональдсе. Кстати, почему вы не участвовали в 'Кинопробах' - кажется, самом раскрученном из этих 'коктейлей' последнего времени? Васильев: Не знаю, просто не пригласили, хотя кроме нас позвали кажется абсолютно всех. Вероятно, я чем-то очень не понравился Марьяне Цой, которая всем этим делом заведовала. За это я ее просто обожаю... Штепа В качестве версии: возможно, она почувствовала в вашем творчестве некую очень самобытную, но вместе с тем и похожую на Цоевскую, эстетику 'последних героев' рок-н-ролла, по сравнению с которой большинство этих ремейков выглядело бы слишком мелко и вторично. Отсюда и такая 'ревность'... Здесь пример Кинчева, резко отказавшегося участвовать в этом 'балагане на поминках', очень достоен и вызывает уважение. Но, как бы то ни было, если и вправду 'звезда рок-н-ролла должна умереть', - что взойдет ей на смену? Ты как-то развивал любопытный концепт рэпа как русской народной музыки... Васильев: Да, русские скороговорки - типа 'шла Саша по шоссе и сосала сушку' - это и есть самый натуральный рэп, и гораздо древнее и концептуальнее американского. Жаль, что наши музыканты это совсем не используют. У нас есть пара вещей почти рэперских, хотя не совсем под скороговорки ('Тебе это снится' например), но и не в американском стандарте. А наши рэперы пока просто все снимают у нигеров - очки, капюшоны, жесты эти... - и поэтому никому в мире не интересны. Штепа А учитывая, что многие наши рокеры в последнее время увлеклись технообработками своих старых песен - электронные проекты вас не интересуют? Мне, например, сейчас, в этих новых глобальных условиях, почему-то кажется очень актуальным опыт словенского LAIBACH'a с альбомом 'NATO' - такие жесткие ремиксы западных хитов - от EUROPE, PINK FLOYD и т.д. Причем, как объясняли это сами музыканты, они лишь облекли эти песни в форму, более отвечающую их содержанию. В русском роке тоже вроде бы можно найти немало таких 'гимнов', заслуживающих переноса в новый контекст... Васильев: Вообще-то для меня это слишком теоретический разговор... Пока другие говорят о 'кризисе рока' - мы просто пишем новые песни. И я не вижу особого смысла в этих техноэкспериментах. Пока мы находим своего слушателя - значит, это людям нужно, и все идет как надо...
Беседовал Вадим Штепа при участии Светланы Гаврилиной и Виктора Николаева (СПб, 'Невское время')
Журнал 'ИNАЧЕ', 13 октября 2001 года