спЛин, как и пару лет назад, не исчезает из радио- и телеэфиров. Несмотря на то, что многие прогнозировали им полный закат и назвали их группой-однодневкой, они опять появились. Причем на гребне, а не в роли аутсайдеров. Песни из '25-ого кадра' одна за другой занимают лидирующие позиции 'чартовых дюжин' и т.п. О том, каково по второму кругу пребывать на Олимпе, мы и решили выяснить у самого Александра Васильева.
Николай Милиневский: Как вы объясните такой парадокс - на московских 'Крыльях' этого года, где вы выступали, фестиваль закрывала МАШИНА ВРЕМЕНИ, но около половины людей покинула аэродром после вашего выступления с БИ-2? Музыка, на которой воспитывались вы, вашим поклонникам не интересна. Александр Васильев: Да, вы правы. Молодых людей больше интересует современная музыка, то, что происходит сейчас, а не то, что было сотворено 20 лет назад. Это вполне естественно, что мы вызываем у них больший интерес, чем МАШИНА ВРЕМЕНИ. Но есть миллион ситуаций, где мы им проигрываем. Н. Милиневский: Как вы относитесь к таким крупным концертам, как украинская "Чайка" или то же НАШЕСТВИЕ? Зрителю тяжело выдержать так много музыки, да и музыканты не всегда попадают на нужную аудиторию. А. Васильев Такие фестивали хороши тем, что если человеку не нравится какая-то команда, он может отойти в сторону, попить пива и подождать тех, кого пришел послушать. А для музыкантов играть на таких фестивалях не составляет никакого труда. Н. Милиневский: Музыка молодых рок-музыкантов все чаще звучит в эфирах радиостанций. Это говорит о том, что рок стал популярным или это направление просто 'опопсело', в пошлом смысле этого слова? А. Васильев В этой жизни все идет волнами. Если помните, 10 лет русскоязычной рок-музыки практически не было. После смерти Виктора Цоя наступило полное затишье, и только в конце 90-х пошла новая волна. Тогда и мы появились почти на всех радиостанциях. Это совершенно нормально. Пройдет еще какое-то время, и у людей появится интерес к легкой поп-музыке, а значит, рок опять отойдет на второй план. Н. Милиневский: Ваш предпоследний альбом 'Альтависта' получился достаточно спорным, и после его выхода группа отошла в тень… А. Васильев Так было задумано. Дело в том, что после выхода 'Гранатового альбома' нас было слишком много. Мы были повсюду: ТВ, газеты и радио. Поэтому мы посчитали, что СПЛИН просто всех задолбал, и специально сделали такой альбом, чтобы уйти на год-полтора в тень, а потом появиться с новой работой. Так и произошло. Н. Милиневский: Вы этим альбомом удовлетворяли свои творческие амбиции? А. Васильев Это был чистой воды эксперимент, где нет ни одной песни, которая бы могла попасть на радио или ТВ, за исключением 'Пил, курил'. Да и она не получила особой раскрутки. Мы хотели сделать абсолютно некоммерческий альбом только для своих фанатов. А '25-й кадр' все поставил на свои места. Н. Милиневский: А насколько соответствует действительности слух, что после выхода 'Альтависты' ваш продюсер собрал группу и поставил перед вами условие: либо вы продолжаете играть музыку некоммерческую и попадаете в разряд редко выступающих 'элитарных' команд, либо делаете все под его диктовку? А. Васильев Я счастлив, что о нашей группе ходят такие глупые легенды. Это только подтверждает нашу культовость. Ни один продюсер не может нас заставить играть какую-то определенную музыку. Пономарев является нашим другом, и он раскручивает те вещи, которые я пишу. Он ничего не может добавить от себя и работает только с тем, что есть. А группа никогда не ставила перед собой задачу играть коммерческую или какую-то другую музыку. Что получается, то и играем. Нравится людям - хорошо. Не нравится - что поделаешь? Главное, чтоб нравилось нам. Н. Милиневский: Благодаря песни 'Феллини' белорусские власти и Лукашенко вас якобы невзлюбили… А. Васильев Да, это правда. Мы планировали провести концерты в Минске и ряде других городов, но они все были отменены из-за того, что власти не очень хорошо к нам относятся. Люди в Беларуси, по вполне понятным причинам, просто не берутся проводить наши концерты и боятся тех, кто хоть как-то пытаются противостоять официальной власти. Н. Милиневский: Слышал, что 'Феллини' вы слепили из двух песен. Из одной припев, из другой куплеты, и только потому, что в этих частях совпадает размер. Часто ли приходится жертвовать содержанием ради формы? А. Васильев Я действительно сделал песню из двух частей, но уверен в том, что она органична: и форма, и содержание. Просто я немного позже осознал то, что по частям, в разное время была написана песня. Н. Милиневский: Не кажется ли вам, что наркотическая тематика, всяческие 'героиня на героине' это сейчас то же самое, что в перестроечные времена 'бюрократ Иван Ильич'? А. Васильев Я бы так не сказал, ведь наркотическая тема связана с трагедиями в большей степени, чем с каким-то кайфом. А поскольку это встречается в жизни, рано или поздно это попадает в песню. Н. Милиневский: Я видел ваши художественные работы и обратил внимание на существование некой тенденции: именно питерские музыканты рисуют в примитивистском стиле. Это делал Цой, Б.Г. и вот вы. А. Васильев Это действительно примитивизм, потому что я элементарно не умею рисовать, но очень люблю этим заниматься. Мне жутко нравится сам процесс. Но это не подражание Цою или Гребенщикову. Просто это как потребность время от времени отдохнуть от музыки и выплеснуть свои эмоции на бумаге с помощью красок, а не ручки. Н. Милиневский: Насколько надуман конфликт между питерскими и московскими рок-музыкантами? Помню, лидер группы СВИНЦОВЫЙ ТУМАН обвинял вас в том, что вы нагоняете своими песнями на людей депрессию и меланхолию. А. Васильев Естественно, что в Питере и Москве делается совершенно разная музыка. Это две разных школы и взгляда на жизнь, и они всегда будут противостоять, и при этом брать друг у друга самое лучшее. Так что это совершенно нормально. В результате таких конфликтов появляется что-то новое и интересное, поэтому их боятся не нужно. Просто лично мне не очень хочется заниматься оскорблением каких-то людей. Я принимаю московскую школу такой, какая она есть. Н. Милиневский: А как насчет того, что питерские группы более душевны и философичны, а московские играют лучше? А. Васильев Москва - это мегаполис, и, соответственно, здесь очень много денег, а значит, и несколько другая психология. Поэтому и играется другая музыка. Естественно, Питер город более бедный, но более духовный. Вот и получается более душевная музыка. Н. Милиневский: 'Феллини-тур' вы завершали в Нижнем Новгороде. Обычно это 'зеленые концерты'. Как вы относитесь к подобным вещам? А. Васильев Без этого не обошлось. Все было построено на приколах и курьезах. Было несколько стандартных шуточек вроде того, что посыпали барабаны мукой, чтобы она после первого удара обсыпала музыканта. Но были и свежие приколы, например, танцы техников с девочками из зала. Когда раскалывают меня на сцене, это отлично. Такое выступление - не тупое автоматическое исполнительство. Какая-то доля импровизации всегда должна присутствовать. Я благодарен людям за то, что они подшучивают надо мной. Н. Милиневский: Как изменили вас деньги? Наверняка появились привычки, о которых несколько лет назад вы и думать не могли? А. Васильев Если ты живешь и думаешь лишь о деньгах, это ужасно. Оптимальный вариант - это когда их ровно столько, чтобы о них не думать. А насчет привычек… Наверное, это просто детская тяга к путешествиям, которые я сейчас могу себе позволить. На них-то и уходит основная часть денег.