СПЛИН БЕЗ ПРИКРАС, КАК ЕГО ЗНАЕТ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ
Загадочный взлет популярности этой питерской группы по–прежнему остается необъяснимым. Настоящий директор у "Сплина" появился только сейчас. До сих пор, если верить Александру Васильеву, лидеру группы, он сам занимался административными делами. Однако вот уже несколько месяцев "Сплин" входит в первые ряды отечественных рок–звезд (кстати, люди музыкальные предпочитают называть эту музыку поп–роком или мейнстрим–роком), и, похоже, дальше их карьера будет развиваться по нарастающей.
Саша имеет репутацию человека тяжелого и, что называется, себе на уме, а его группа всегда существовала в Петербурге несколько изолированно, вне тусовки, что во многом, вероятно, определило их судьбу. И все–таки этого недостаточно, чтобы стать 'звездой', но Александр Васильев и не задается вопросами 'как?' и 'почему?'. Все очень просто.
Анастасия Гринцай: Еще полгода назад группа 'спЛин' была клубной группой, а сегодня вы без труда собираете концертные залы. Показательна была аншлаговая презентация 'Фонаря под глазом' в ДК Ленсовета, а это огромный зал. Да и на летних фестивалях как в Питере, так и в Москве вы выступаете уже в качестве хэдлайнеров. Ты заметил, как произошло это превращение? Александр Васильев: Во–первых, мы никогда не были клубной группой, а просто играли по клубам, потому что не могли собрать большие залы — это вполне естественно. А то, как мы вышли из клубов на большие площадки, произошло плавно и незаметно. А. Гринцай: Ты можешь назвать какой–то переломный момент? А. Васильев Его просто не было. А. Гринцай: Но вас изменило как–то это превращение? А. Васильев Нет, и именно потому, что это произошло естественно, без искусственного хирургического вмешательства. А. Гринцай: 'спЛин' — уникальный случай: с момента образования группы состав участников не менялся, и за неполные три года вы вышли на большую площадку, хотя были вне сферы коммерческого шоу–бизнеса. Кто–то когда–нибудь пытался объяснить этот феномен? А. Васильев Наше счастье в том, что мы никогда об этом не задумываемся. Я пишу песни, мы записываем пластинки... И все приходит само собой, наверное, потому, что мы работаем. Под работой подразумевается то, что мы очень много пьем, очень много курим, очень много у нас всяких разных романов, но при этом мы репетируем, пишем песни. Мы делаем что–то, и это не работа в чистом виде, а просто часть жизни. А. Гринцай: Ты говорил, что на третьем альбоме 'Фонарь под глазом' ваш контракт с фирмой SNC истекает. Какие планы на четвертый альбом? А. Васильев Мы решили продолжить работу с SNC и следующий альбом будем выпускать там. Как раз на этот счет все переговоры будут вестись в начале августа. Материал полностью написан, сейчас мы его доделываем. В августе–сентябре мы запишем одну песню, пустим ее в прокрут, а тем временем будем заниматься записью остальных композиций.
19 июля в питерском 'Рок–клубе' состоялся сольный концерт Александра Васильва. Полуторачасовая программа состояла из пятнадцати песен, часть из которых сопровождалась флейтой Яна Николенко, лидера группы 'Эдипов комплекс'.
А. Гринцай: Почему ты вдруг решил выступить с сольной программой? А. Васильев Мне этого хочется. Мне нравится быть в группе, но мне хотелось все песни, которые записаны и исполнялись на концертах, исполнить в их первозданном виде. Причем, я играю не один, а с Яном Николенко. Программа концерта — это выборочные песни со всех трех альбомов: старые песни, которые никуда не вошли, и песни, что войдут в новый четвертый альбом. Есть вещи, которые мы никогда не записывали, не играли на концертах и даже не репетировали, потому что я их на группу не выносил. Они неинтересные, предназначены, скорее, для домашнего прослушивания. Поэтому мы тихо, спокойно выступили в 'Рок–клубе'. А. Гринцай: Ты думаешь, это разовая акция? А. Васильев Как пойдет. А. Гринцай: А группа не обижается, что ты так поступаешь? А. Васильев На это могут обижаться только недалекие люди. Если они обидятся, они себе этим подпишут приговор. Я думаю, что к этому нужно относиться совершенно спокойно. Вообще, я не интересовался. Может, это и повлияет как–то на наши отношения... Не знаю. А. Гринцай: О текстах твоих песен говорят самое разное: ваша аудитория старшеклассники и студенты — просто в восторге, а люди, умудренные жизненным опытом, могут сказать, что песни заумны и немножко эстетские. В связи с этим вопрос: ты любишь читать? А. Васильев Я люблю читать, но сейчас читаю очень мало. Практически все, что мне было нужно, я прочел. Иногда какие–то названия, авторы всплывают, тогда я читаю... А. Гринцай: Гребенщиков не стесняется называть источники своих песен, изобилующих цитатами. А как с этим у тебя? А. Васильев На одну песню может приходиться три–четыре самых разных источника. Скажем, жизнь, плюс кинофильм, плюс книга, какая–то картина, какая–то девушка — черт знает что может быть наворочено. А. Гринцай: У тебя есть кумиры? А. Васильев Кумиров нет, но есть любимые люди. В русской музыке это БГ, в живописи - Гоген, в литературе - Булгаков, Венечка Ерофеев, в кино - Бастер Китон, Фаина Раневская... Их навалом. А. Гринцай: А чем ты живешь? А. Васильев Как живу?.. Заезжает Ян репетировать: берем вина, сидим пьем и играем песни, перекуриваем, записываемся, тут же слушаем, разъезжаемся - я на репетицию, Ян в Москву. О группе можно судить только по пластинкам и концертам. Все остальное настолько неинтересно и настолько обыденно... И у каждого в жизни одинаково.