Д. Ступников Не так давно Вы возвратились из гастрольных поездок по Японии и США. Каковы впечатления от этих туров, как принимала публика, где довелось вступать? А. Васильев: Токио - это город XXI века. Мегаполис. Небоскребы. Все двери открываются автоматически. Хочется сбежать оттуда как можно скорее. Потом мы попали в Канадзаву. Это - совсем другое дело. Двухэтажные дома. В центре города - парк, полный цветущей сакуры. Гостиница в настоящем японском стиле. Сакэ. В обоих городах я играл на разогреве у "Аквариума" (в составе БГ и клавишника Бориса Рубекина). Публика на концертах - в основном русская; немного японцев. Принимали хорошо. В США был фестиваль русской культуры. Там много людей выступало. И "Волков-трио", и Сергей Старостин. Плюс джаз, классика. Я отыграл там 40-минутный сет, а все остальное время ездил по побережью. Доехал до Сан-Франциско. Походил по клубам, услышал массу интересных групп, с некоторыми познакомился, привез кучу современной калифорнийской музыки, которая до нас по каким-то причинам не доходит и т.д. Д. Ступников С БГ Вы крайне проникновенно исполнили в 'НЕголубом огоньке' 'Песню о звёздах'. Расскажите, пожалуйста, как возникла идея этого дуэта, и кто предложил вам исполнять именно эту песню. А. Васильев: Идея принадлежит Мише Козыреву. Все согласились. БГ и Борис Рубекин сделали аранжировку. Я пел на съемках, подглядывая в текст. Получилось проникновенно. Д. Ступников Две песни из альбома 'спЛина' 'Новые люди' вошли в саундтрек фильма Александра Цацуева 'Егерь'. Тем не менее, Вы заявили, что фильм Вам не понравился - и вообще - песни попали в фильм без Вашего ведома. Что это за история, чем Вам не приглянулся фильм, насколько Вас обломала эта ситуация (или же Вы смирились с полученным результатом)? А. Васильев: Честно говоря, я видел какую-то рабочую копию отвратительного качества, и то первые секунд сорок. Там под нашу песню браконьеры вытаскивали из леса тушу убитого лося. Мне стало жалко лося и песню, и я выключил фильм. Д. Ступников В середине 90-х, когда о группе 'спЛин' заговорили, в русском роке было некоторое затишье. Не кажется ли вам, что сейчас аналогичная ситуация, и выделяете ли Вы среди новых групп какие-нибудь адекватные вам имена? А. Васильев: Мы - лишь одни из... Д. Ступников Не так давно Вы взяли рекордное количество наград на церемонии вручения премии "Поборолл" на 'Нашем Радио'. Между тем бытует мнение о предвзятости этой премии и о необъективности руководства 'Нашего Радио', которое вольно или невольно оставляет за бортом действительно интересные музыкальные явления. Как Вы относитесь к этому мнению, и насколько для вас ценны полученные награды? А. Васильев: Насколько я знаю, 'Наше Радио' опрашивает музыкальных журналистов, суммирует голоса и раздает премии. Что касается их формата, могу сказать: то, что они крутят, действительно лучшее в нашей музыке. Все остальное на порядок ниже. Ситуация в стране такая, что у молодежи нет возможности арендовать помещения под репетиции и записи, нет возможности покупать инструменты и компьютеры. Поэтому и новые группы появляются крайне редко. Вот мы и имеем в формате "Нашего Радио" только 30 имен, которые бесконечно вертятся по кругу. В Калифорнии 10000 групп. Потому что у них есть гаражи и баксы. Д. Ступников Несколько лет назад 'спЛины' выпустили диск 'Знаменатель' - песни для радио. Откуда возникла идея подобной компиляции, и не сомневались ли Вы, готовя эту работу (ведь большинство наших рокеров, напротив, предпочитают декларировать свою независимость от пресловутого 'формата'). А. Васильев: Эта идея компании Real Records, они ее осуществили. Честно говоря, считаю, что я не вправе обсуждать их замысел. Д. Ступников На Вашем сольнике 'Черновики' звучит очень сильная песня на стихи Бродского 'Конец прекрасной эпохи'. Расскажите, пожалуйста, об истории её создания. А. Васильев: Я давно знал это стихотворение; в какой-то момент неожиданно пришла мелодия. Д. Ступников В своё время лидер 'Кирпичей' Вася Васин заявил в интервью, что он неуклонно работает над собственным поэтическим слогом и что через несколько лет станет новым Бродским. Как вам такое заявление, и близко ли Вам творчество 'Кирпичей'? А. Васильев: Самые сильные Васины вещи - это речитативы. Бродский вставился бы. Д. Ступников Поэтика и настроение вашей ранней песни 'Мне 20 лет' почти неотличимы от следующей за ней на 'Черновиках' песни на стихи Бродского. Это сознательный закос, период ученичества, обманчивое впечатление или что-то ещё? А. Васильев: Песня "Мне 20 лет" написана в 1989 г. Бродского я знал тогда слабо. Скорее здесь влияние Башлачева. Плюс попытка высказаться на одном дыхании с легкой иронией в голосе. В тексте дофига юношеского максимализма, что объясняется возрастом автора. Д. Ступников 'Мне 20 лет' получилась у вас социально заострённой. В середине же 90-х вы ушли от социальщины в какое-то витиеватое язычество. Почему? Стало не с кем бороться? А. Васильев: Это же 1989-й, страна начала меняться, я все это наблюдал, находясь в рядах советcкой армии, как тут было социально не заостриться. Д. Ступников Хотелось бы также узнать о ещё одной достаточно нехарактерной для Вас песне 'Фюрер Фюрер'. Что послужило толчком к ей написанию, и почему она так и не вошла ни в один Ваш студийный альбом? А. Васильев: Из таких песен сложатся 'Черновики-2'. Д. Ступников Почему на диске 'Черновики' только одна Ваша песня, написанная непосредственно в 21 веке. 'Романс' сочинялся специально для этой работы (чтобы, так сказать, приблизить её к современности) или?.. А. Васильев: Специально сочинять у меня не получается. Всегда пишу просто так. Все так совпало. Д. Ступников Как получилось, что среди 'раскрученных' ваших песен на диске доминируют композиции с самых 'примоднённых' альбомов 'Фонарь под глазом' и 'Гранатовый Альбом'. Хотелось таким образом вернуть им первоначальную свежесть? А. Васильев: Тоже так совпало. Д. Ступников Гитара на 'Черновиках' звучит необычайно насыщенно и богато - даже с трудом веришь, что играет один человек, и к помощи студийных музыкантов не прибегали. Как удалось добиться такого поразительного эффекта? А. Васильев: 'Черновики' были записаны у меня дома, на кухне, нашим клавишником, Николаем Ростовским, в его laptop. Маленький пульт и два микрофона. Потом он все это свел. Сергей Большаков отмастерил. Получилось хорошо. Спасибо им. Д. Ступников Такое впечатление, что на 'Черновках' 'Паузы' Макаревича прописаны нарочито 'грязно'. Почему? А. Васильев: Эту песню мы играли с нашим флейтистом Яником в программе Дмитрия Широкова 'Взрослые Песни' на МузТВ в 2001 г. Кто-то из наших записал эту песню с телика на аудиокассету, перегнал в компьютер, сжал в МР3 и прислал нам по интернету. Мы эту запись отмастерили, и она в таком виде вошла в альбом. Мне нравится, что эта песня вернулась к нам, пройдя через все современные технологии. Д. Ступников В вашем творчестве частотен образ-символ поезда ('Невский проспект', 'Кто-то не успел' и т. д). Что он у вас означает? У большинства русских рокеров 80-90-х поезд символизирует смерть. Ощущаете ли вы генетическую связь с этой традицией? А. Васильев: Вы правы, хотя, скорее, поезд символизирует жизнь, которая быстро несется к смерти. Д. Ступников Вы были первой группой, записавшей замечательный дуэт с БИ-2 'Феллини'. Кроме вас БИ-2 выступали с 'Агатой Кристи', 'Чичериной', 'Мумий Троллем', 'Чайфом', 'Брэйнстормом', 'Кварталом' и т. д. Как вы оцениваете эти работы, какой дуэт считаете наиболее удачным? А. Васильев: Трогательней всего БИ-2 смотрелись с Тамарой Гвердцетели. Д. Ступников Почему из обширного наследия Высоцкого для 'Черновиков' были выбраны именно 'Братские могилы'? В каком ключе она сделана, насколько (и чем) отличается от оригинала? А. Васильев: Эта песня прошла такой же путь, как и 'Паузы': телевизор-интернет-альбом. Поэтому она тоже звучит грязно. Мы ее пели 9 мая. Отсюда такая тематика. Д. Ступников Прошла информация о том, что вы 'отдали' песню 'Мы сидели и курили' в очередной мульт 'папы Масяни' Олега Куваева. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте поподробнее. А. Васильев: Мы записали песню "Мы сидели и курили". Куваев сделал на нее мульт-клип. Если телевидение по каким-то причинам не возьмет его в ротацию, мы разместим его на наших сайтах. Но оно возьмет.