СПЛИН: НАС НЕ ИНТЕРИСУЕТ ОБЫВАТЕЛЬ

Разговор начался с Александра Васильева - лидера 'спЛинов', как-то странно начался, с его явного нежелания говорить.

Р. Палеева Название у вашей группы уж очень интересное. Как вы думаете, а молодежь вообще знает, что такое сплин. Ведь за названием всегда очень много стоит?
А. Васильев: А какая нам разница, кто захочет, тот найдет перевод этого слова.
Р. Палеева Так вам неинтересно, что о вас думают ваши почитатели - ведь в какой-то степени в названии группы частица вас самих, вашего мировоззрения? Значит, главное, чтобы слушали ваши песни - и все?
А. Васильев: Конечно.
Р. Палеева Как вы считаете, все-таки название 'спЛин', что означает хандра или раздражение, влияет на стилистику ваших песен, энергетику, что ли?
А. Васильев: 'спЛин' - это группа из Ленинграда, а никакая не хандра и не раздражение, кто вам это сказал!!! (Господи, какое раздражение в голосе - настоящий сплин)
Р. Палеева Так вы неосознанно назвали свою группу, вас что, набор звуков привлек?
А. Васильев: Неосознанно, интуитивно, привлек набор звуков и букв.
Р. Палеева Емко, красиво, иностранно и приблизительно такими должны быть ваши песни?
А. Васильев: Не приблизительно, а точно такими же... (интересно, а какими)
Р. Палеева Ну, хорошо, Бог с ним с названием? Для вас все началось с 'Орбита без сахара'?
С. Березовский: Нет, значительно раньше, пять лет назад с клуба 'Засада'. А еще раньше с альбома 'Пыльная быль' в 1994 году.
Р. Палеева Это в смысле творчества, а в смысле известности, той самой славы?
А. Васильев: Ну хорошо, с 'Орбита'.
Р. Палеева В какой-то момент эта песня набила вам оскомину?
А. Васильев: Нет, я до сих пор пою ее с удовольствием...
Р. Палеева Но коль до сих пор она 'долгоиграющая', значит, это не бессмысленно? А для вас в чем смысл этой песни?
А. Васильев: О-о-о...
Как-то странно, с подкатыванием глаз, заголосил Александр Васильев. И ты,- это уже мой внутренний голос,- не нашла ничего лучше, как спросить о смысле, когда разговор-то бессмысленный. Да еще попыталась подсластить пилюлю, забыв, что здесь важно - без сахара. Словом, мои собеседники об этом говорить отказались.
Р. Палеева Многие связывали творчество группы 'спЛин' с 'Наутилусом' - то 'спЛин' под 'Наутилус' работает, то продюсер один, и потому так похожи?
В ответ - опять закатывание глаз... Но почему я без фотоаппарата? Был бы классный фоторепортаж. Александр Васильев посчитал беззвучный ответ вполне приемлемым для газеты - оригинально. Стас Березовский решил все-таки высказаться.
С. Березовский: Никак мы не ответим на этот вопрос. Надо спросить тех людей, которые что-либо увязывают, обобщают. Я так не считаю и не буду даже вступать в дискуссию.
А. Васильев: Абсолютно расчетливый, холодный и математический 'Наутилус' и живой, нервный 'спЛин' - ни фига себе
Р. Палеева А почему 'Наутилус' - то такой?
А. Васильев: Потому что Славка такой человек (Бутусов, конечно) - холодный и расчетливый. А мы такие яркие и одаренные.
Р. Палеева А в 'Наутилусе', что, неодаренные все сплошь собрались?
А. Васильев: Они одарены, но по-своему.
Слава Богу, признали хоть чью-то одаренность. А тебе на фига, - у меня внутренний голос тоже сплинанутый, в смысле, раздражительный, - было рок-музыканту из Питера про свердловский рок спрашивать... А может, собеседники опасно больны звездной болезнью, на Курск - кризис пришелся. Да мало ли что может быть. Срочно спроси что-нибудь простое, ну просто как кусок хозяйственного мыла. Это же какая-то политическая акция - ну...
Р. Палеева Что для вас эта акция, в вашем понимании 'Да!' - это...
А. Васильев: уже раз пятьсот отвечал на этот вопрос (но точно не для нашей газеты), у меня уже крыша едет.
Это был Александр Васильев, психанув, убежал вместе со своей крышей или вслед за ней. Но остался бас-гитарист все тот же Стас Березовский, посоветовавший ни в коей мере не увязывать их присутствие в Курске с политическими акциями. Мы говорили о психологии, музыке, философии. И тут, как, говорится, все заверте... Р. Палеева Одни артисты считают, что важно поддерживать физическую форму, внешнюю оболочку, другие делают упор на профессиональную форму. А прежде, чем выйти на сцену, внутренне, духовно артист должен как-то подготовиться?
C. Березовский: Это самое главное. Я вообще не понимаю, что значит поддерживать внешнюю форму?..
Р. Палеева А я знаю, что иногда артист выходит на сцену, красивый такой весь из себя, а внутри ничегошеньки нет - и что он принесет зрителю?
C. Березовский: Человек, который ничего не несет со сцены - это не артист. Знаете, однажды я общался с одним знакомым - шизофреником. Он мне сказал, что в творчестве важна не внешняя форма, даже не профессиональная, и не внутреннее содержание - важна энергетика. Если в тебе есть какое-то начало, которое заставляет людей сопереживать тебе, тогда своим творчеством что-то сказать получится. А если нет - как бы ты профессионально не вел себя на сцене, ничего не получится. Главное, чтобы тебе было что сказать не на вербальном уровне, а на интуитивном, эмоциональном. Внешний смысл слов - это не главное, а главное - внутреннее наполнение слов и звуков. Если ты говоришь с определенными эмоциями, тогда люди это чувствует, проникается в той или иной мере.
Р. Палеева В музыке и в самом процессе творчества есть нечто мистическое?
C. Березовский: Ко-неч-но.
Р. Палеева В таком случае в том, подходит музыка тексту песен или нет - тоже есть мистическое начало?
C. Березовский: Я не пишу текстов и музыки для данной группы (если не забыли - 'спЛин' - авт.), но уверен, что то, ложится музыка на слова или наоборот, в каждой конкретной песне предопределено.
Р. Палеева А бывает, что слушатель, зритель как бы блокирует, не принимает вашу энергетику или, другими словами, то, что вы хотите сказать со сцены?
C. Березовский: Такое бывает, но я считаю, что публика никогда не виновата. В этом виноваты мы.
Р. Палеева И что, вы потом занимаетесь самоедством - в творческом смысле?
C. Березовский: Не посыпать же голову пеплом. Если мы сделали все, что могли, то какое же самоедство. Так уж получилось.
Р. Палеева Давайте от философии вернемся к прозе жизни? Вы в планы группы читателей посвятите?
C. Березовский: Мы прежде всего планируем доехать домой. Мы, мягко говоря, подустали...
Р. Палеева У вас там, говорят, комфортабельные условия?
C. Березовский: Если бы мы объехали три-четыре города, тогда бы это были действительно комфортабельные условия. Но поскольку мы полтора месяца на колесах , то, я вас, уверяю, никакие комфортабельные условия не заменят человеческого общения с близкими и просто красивыми девушками... журналистками. (Лукавое покашивание глаза Стаса Березовского в мою сторону показало, что речь, батюшки-святы, обо мне. Ай, спасибо. По идее я должна была растаять, но почему-то осталась холодной, как мороженое. И мы продолжили.)
Р. Палеева Наверное, нужно считаться людям с тем, что артист после концерта, уставший, а тут кто за автографом, кто с диктофоном...
C. Березовский: На самом деле концерт, это большой... понимаешь, это как эякуляция. Все, человек выплескивается на концерте, и не остается никакой энергетики. После концертья, как я это называю, не все могут с этой ситуацией справиться, и это понятно. Практически сил никаких мужских не осталось - я имею в виду первые пять минут после концерта. Иногда собраться бывает сложно, поэтому Сашку за это осуждать не стоит (имеется в виду Васильев с ответом о поехавшей крыше и ретировавшийся через десять минут после начала разговора - см. выше - авт.)
Р. Палеева У вас такая фамилия замечательная, особенно знаменитая в последние годы. И...
C. Березовский: Сейчас я вам, скажу, сейчас скажу... Во-первых, Березовский - знаменитый пианист, потом, композитор средневековья, есть вратарь очень хороший с фамилией Березовский, Бжезинский - переводится с польского как Березовский, был такой госсекретарь США. Получается, наша фамилия пустила щупальца в мире.
Р. Палеева Вернемся к вашему творчеству. Как вы думаете, почему именно 'Орбит без сахара' сыграла роль раскрутки?
С. Березовский: Эта песня была доведена до массового слушателя, только и всего. Первая песня, которая, как говорится сыграла, это 'Рыба без трусов'.
Р. Палеева Почти как 'Орбит БЕЗ сахара'?
C. Березовский: Если вы так считаете, я с вами не буду спорить. Нас рассудит история.
Р. Палеева Значит, 'Орбит...' все-таки войдет в музыкальную историю?
C. Березовский: Это вам виднее, я об этом не заморачиваюсь. Я понимаю журналистов, которым интересны факты, способные заинтересовать обывателя. Но нас не интересует обыватель.
Р. Палеева Почему? Возможно, это потенциальный ваш слушатель?
C. Березовский: Потому что искусство - извините, что я так нескромно, - творчество, скажем более мягко, самодостаточно. Если человек не пишет песни для себя, значит, он конъюнктурщик голимый. Любая написанная песня существует как бы объективно, даже если ее никто не слышит. На самом деле звуки - музыкальные или слова - это великая вещь. Ведь вначале было слово...
Р. Палеева Затрепанное выражение, но ведь в Библии имеется в виду Слово как что-то другое, что ли Божественная сущность...
C. Березовский: А откуда вам известно , что имелось в виду... Когда вы говорите, что это не то значение, которое вкладывается, значит, вы знаете, какое правильное. Что написано в Коране, Библии, песне - вы привязываете себя к человеку, который написал это...
Р. Палеева Господь вам на встречу, могу ли я сравнивать себя с апостолом Иоанном...
C. Березовский: Тогда не стоит говорить. Всякий звук мистичен сам по себе, он несет особые вещи. Он может разрушать, а может созидать.
Р. Палеева Станислав, вы мистический человек? Верите в судьбу?
C. Березовский: Да, но это не значит, что человеческая личность не играет никакой роли. То есть не все так адекватно. Хотелось бы, конечно, все разложить по полочкам, но, к сожалению, чем дальше я живу, тем больше понимаю, что это невозможно.
Р. Палеева Вернемся из мистики и философии на землю. Элементарный вопрос - вы музыкант по образованию?
C. Березовский: Нет, я столяр-паркетчик третьего разряда.
Р. Палеева А как вы в музыку-то пришли?
C. Березовский: Понимаете, я с детства был убежденным гетеросексуалом и остаюсь им до сих пор, главные мои желания в жизни - соблазнить как можно больше девушек. Музыка для этого самое то. Певцов-то девушки любят - они сразу тают, становятся покладистыми...
Р. Палеева Какая-то философия деревенского гармониста?
C. Березовский: Да, абсолютно.
Р. Палеева Так много вас, гармонистов, прямо теряешься...
C. Березовский: А я теперь стремлюсь стать самым-самым, насколько могу. И сегодняшнее выступление, кстати, показало, что 'СпЛин' - не последние парни на деревне. Музыка - это вообще сублимация, и либидо здесь большую роль играет.
Р. Палеева До поры до времени?
C. Березовский: Нет, всегда.
Р. Палеева Да вы фрейдист?!
C. Березовский: Нет, я ницшианец...
Р. Палеева О Ницше говорить можно, но читателя больше интересуют ваши творческие планы...
C. Березовский: А планов у нас много. Мы вот недавно новый альбом выпустили - 'Альтависта' называется. Он не такой коммерческий, но нас это не трогает. Есть компромисс- если музыка, которая тебе нравится, коммерческая - это клево, когда не коммерческая - все равно клево... Думаю, это один из самых наших удачных альбомов.
И тут голос, как говорится, из толпы: 'А ты мне другое говорил'. Надо сказать, что нашим разговором заинтересовались многие музыканты и так это в стороночке весь этот треп слушали. Причем реагировали бурно - хлопали, смеялись, одобрительно хмыкали - словом, 'Маппет-шоу'. Так что интервью прошло проверку на слушателях, один из которых как-то по-доброму спросил у меня: 'Вас разнимать не пора?' А чего разнимать-то, по-моему добренький такой разговор в стиле приколов-уколов. Кстати, spleen, - и тоска, и раздражение и даже селезенка, - все сразу, если заглянуть в англо-русский словарь. Вот чего селезенка так моя волновалась - ей же предстояло пообщаться - энергетически, конечно, со своим звуковым собратом. И потом, спЛин - в чем-то синоним октября, тоскливого осеннего месяца. И поэтому простительны ему и потерянные перчатки, и раздражение, и тоска, и даже селезенистые недомогания - все сплин, сплин, сплин.

P.S.: 31 октября в Лужниках должна состояться презентация нового альбома группы 'спЛин'. Желаем им не хандрить, держать свою селезенку в порядке и не сесть в лужу, - в смысле, хорошо выступить в ЛУЖниках. А Александру Васильеву отдельный привет и удачи на дорогах...

Газета 'Хорошие Новости' (Курск), 28.10.1999 г.

Hosted by uCoz