АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ "НИЧЕГО НЕ ОТНЯЛИ, НУ И СЛАВА БОГУ".
Наши поздравления с тем, что последний альбом группы «Сплин» «Новые люди» был назван редакцией Play лучшим альбомом 2003 года, мы поспешили лично передать лидеру петербуржцев Александру Васильеву. Небритый Васильев принял корреспондента Play в московском офисе коллектива.
А. Мажаев: По мнению, редакции Play, «Новые люди» стал лучшим русским альбомом 2003 года. Александр, наши поздравления. А. Васильев: Круто. Спасибо.
А.М. Альбом вышел почти год назад. Как вы сейчас к нему относитесь?
А.В. Мы через день играем песни с этого альбома на концертах, поэтому он настолько внутри нас, что я уже слабо помню, что и где там записано в студийной версии. Еще я постоянно попадаю на всех радиостанциях на песню «Время, назад!» - удивительно, что она оказалась самым «крутибельным» синглом со всего альбома. Не сходит даже дольше, чем заглавная песня «Новые люди». А.М. Вы согласны с нашим выбором лучшего диска, или у вас есть еще какой-нибудь фаворит среди русских пластинок?
А.В. Ой, а напомните мне, кто что выпускал.
А.М. Так сразу и не вспомнишь – видимо, ярких событий в звукозаписи было немного… А.В. Ну да. А.М. Земфира ничего не выпускала… А.В. «Ленинград» что-то выпустил. А.М. Альбом «Для миллионов». А.В. Да, точно, точно. Но у них «Дачники» сильнее все равно. А.М. Может быть. Просто «Ленинград» в этом году сделал альбом, который от него ждали. А.В. Зато я уже слышал следующий, который выйдет весной. Вот это покруче. А.М. Это проект «Диоды» или «Ленинград»? А.В. Понимаешь, было четыре утра, мы выпили много пива, и у меня уже все смешалось… Так что ладно: наш альбом стал лучшим – значит, стал лучшим. А.М. Для вас «Новые люди» являются лучшим диском в дискографии «Сплина» или есть более любимые? А.В. Я думаю, тот альбом, который мы сейчас пишем, будет сильнее. Уже записано пять вещей, а появится он, наверное, следующей осенью или зимой. А.М. Песни с этого альбома уже где-нибудь играются? А.В. Только «Романс». А.М. Какие произведения с «Новых людей» для вас наиболее значимы? А.В. Естественно, все, я не могу выделять и принижать какие-то из них. А.М. В широкую ротацию поступили только «Новые люди», «Время, назад!» и «Гандбол». Вы согласны с таким выбором? А.В. Ну а что еще крутить? «Валдай» - он слишком сложный, «Северо-запад», «Альтависта» и «Блокада» - тяжелые вещи. Так что те песни, которые должны были попасть на радио, они и попали. А.М. «Новые люди» - для вас уже пройденный этап? А.В. . Любой законченный альбом – пройденный этап. Все равно уже ничего не поменяешь, и надо думать о следующем. А.М. На концертах песни с «Новых людей» играются в близком к студийному виде?
А.В. Да. Темпы и тональности те же. Иногда из озорства я по ходу меняю некоторые слова, но не более. А.М. Но вот «Орбит без сахара» теперь звучит совершенно иначе по сравнению с первоначальной версией. Это он вам так надоел? А.В. Да не такой уж он и неузнаваемый, просто в две электрические гитары. А.М. Несмотря на удачный альбом, год был довольно сложным для «Сплина»: осенью появились настойчивые слухи о распаде группы. Вы к ним как относитесь? А.В. Весело. С радостью. С любопытством пытался вникнуть в детали. А.М. Узнали о себе много интересного? А.В. Массу. А.М. Почему от вас не последовало опровержений? А.В. Да ну, зачем этим заниматься? Любое явление происходит в стадии подъемов и спадов. Видимо, у нас был спад, и пошли слухи, что мы распались. Это нормально, после этого начнемся подъем. А.М. У вас еще сольный альбом готовится. Когда он выйдет? А.В. Непонятно. А.М. Если выйдет сольник, волна слухов о распаде опять поднимется. А.В. Да и пусть, какая разница. А.М. «Новые люди», как и несколько предыдущих альбомов, издавала фирма «Sony Music Russia». Но есть информация, что следующие пластинки будет выпускать другая компания. А.В. Сейчас это главный камень преткновения – почему я не могу выпустить сольный диск. Наш контракт с «Sony» подписан на определенное количество альбомов, и мы им еще какие-то пластинки должны. Но мы делаем усилия, чтобы уйти с этой фирмы. А.М. Почему? А.В. Ну, меня не устраивает контракт, точнее, некоторые его особенности. Например, права на песни передаются пожизненно. И так далее. Не сложились отношения, ничего страшного. А.М. Когда вы подписывали этот контракт, его условия казались более радужными? А.В. Тогда мне срочно были нужны деньги, а они давали аванс (смеется). Они не против нас отпустить, просто им нужны отступные, и сейчас мы определяем их размер. Конфликта нет, мы стараемся все решить мирным путем. А.М. Уходящий год что-нибудь дал отечественной рок-сцене? А.В. Главное, что ничего не отнял. А.М. Вы так думаете? А ведь все чаще звучат мнения, что для рока наступают не лучшие времена, концертов становится меньше… А.В. Да ерунда все это. Мы ТАК ездим, что мысль о дурных временах ко мне ни разу не закрадывалась. А.М. Может быть, эти мнения высказывают менее удачливые люди? А.В. Черт его знает. По моим ощущениям, проходит такая куча фестивалей! Особенно летом: приезжаешь на гастроли, а там, оказывается, пивной фестиваль, и кроме тебя еще 15 групп. А.М. А нет ощущения, что рок-движение уперлось в некий тупик? На том же «Нашем радио» появляется очень мало свежего и интересного. А.В. Это проблема не радио, а самих музыкантов. А.М. Которые слишком стараются попасть в формат? А.В. Довольно бессмысленное занятие. На самом деле, когда Козырев отслушивает материал, он же не ищет форматные песни. Он ищет хорошие песни, а их - жуткий дефицит. Я вас уверяю: все, что попадает на «наше радио», - это лучшее из того, что есть в стране. Все остальное хуже на порядок. Сколько ему приходится отслушивать ерунды – полный мрак. Хотя профессионалы слушают первые семь-десять секунд кассеты: по ним уже все ясно. Наверное, что-то сейчас зреет где-нибудь в глубинке. Пока до нас доберется… А.М. А в мировй музыки за год что-то интересное появилось? А.В. По-моему, каких-то особенных переворотов не было. Тихий, спокойный год. Ну вот, White Stripes появились, в смысле – мы о них узнали. А, вот что было самым главным – новый альбом Radiohead. Мне подарили пиратскую версию за полгода до его релиза. Гениальный альбом, лучший альбом года. А.М. Как вы оцениваете засилье «фабрик звезд»? А.В. Не считаю это своей проблемой. Если у тебя песни хорошие и сильные, тебя никто с места никогда не сдвинет. А.М. Но вы видели это шоу? А.В. Ну, где-то в гостинице, переключая каналы… Мы так с Яником Николенко всю «Юрмалу» посмотрели. Очень ржали. А.М. Гарик Сукачев спел дуэтом с Филиппом Киркоровым для одной новогодней программы… А.В. Молодец! А.М. Вам подобные мезальянсы предлагали? А.В. Я участвовал в этом шоу, но обошлось без мезальянсов. Мы спели с БГ «Песню о звездах» из «Красной шапочки». А.М. В одном из интервью ваш продюсер Александр Пономарев сказал, что перед «Сплином» поставлена цель стать группой №1 в мире. А.В. Это пономаревские закидоны, на то он и продюсер, чтобы иметь наполеоновские планы. А.М. А вас-то он в эти планы посвящал? А.В. Не-а. У нас уникальные отношения с продюсером – мы вообще друг друга не видим. Я последний раз его видел, по-моему, в октябре. А до этого – в августе. Мы видимся четыре-пять раз в год. Он что-то незримо разруливает, мы пишем альбомы и ездим на концерты. Идеальные отношения. А.М. Что вы сейчас слушаете? А.В. Самую разную музыку. И классику, и каких-то итальянцев 60-х годов – мне подарили диск, ломовой совершенно. Элвиса слушаю. Любая музыка как-то потом отражается в собственной – не через день, так через год. А если не через год, так через десять.