ТУСКЛЫЕ ПРОБЛЕСКИ РАЗНООБРАЗИЯ ДЛЯ 'НОВЫХ ЛЮДЕЙ'
Теперь в моей голове совершенно безоговорочно упрочилось мнение о том, что группа СПЛИН достигла тех масштабов звездной значимости, когда она может без показного ерничанья и совестливых раскаяний совершать на сцене все, что только заблагорассудиться. А если быть более точным - не совершать ничего. Ничего особенного, цепляющего, заставляющего журналистов вскипеть от восхищенных реплик, а поклонников многократно содрогнуться от вздохов, охов и оглушительных рукоплесканий. Но поклонники, как известно, категория, уже изначально подхватившая вирус ненормальности, который проявляется, как только на сцене возникает изученное в подробностях по постерам звездное тело. А это звездное тело, скитающееся по самым неприглядным уголкам нашей могучей державы в окружении менее звездных тел, составляющих буквально-таки кровь группы, питающую жидкость, позволяет, как я уже говорила, марать свои руки черновой работой, совершая стереотипный обряд выхода на сцену и исполнения всенародно излюбленных песенок. Да, концерты для группы СПЛИН даже в Стольном Граде уже приобрели статус конвейерного производства. И если сельская публика, годами по копейке скапливающая гроши на концерт известной группы, клюет на 'фирменное наименование', упиваясь детсадовской радостью, заглатывает эту приманку, то столичных законодателей вкусов и пристрастий не так-то просто обаять одним сочетанием букв свершениями, уже вошедшими в историю. А СПЛИН лезет на рожон, прикрывая свою несостоятельную фантазию в части концертной изобретательности избитыми выходками. И остается глухим к раздосадованному кудахтанью пишущей братии, как будто преднамеренно продолжая тешить себя блажью самолюбованья и веры в собственную возвышенность над всеми остальными. Хотя и в таком варианте поведения на сцене при более детальном рассмотрении обнаруживаются свои плюсы. И один из них - стойкая популярность, не скачущая то вверх, то вниз, как это часто бывает с группами, специализирующимися исключительно на эпатирующих выходках. Иными словами, СПЛИН не изменяет себе, ведя концертную политику миролюбивого однообразия, все еще пленяющего некоторых своим скромным обаянием взамен утерянным зрелищными элементами. При этом группа не забывает с завидным постоянством отправлять на суд нерадивых журналистов и пылких поклонников новые песни, за которыми впоследствии закрепляется льстивый во всех отношениях статус 'хита' и которые становятся проблесками разнообразия в живых выступлениях.
На этом бы можно было поставить точку в моем репортаже с концерта СПЛИНА, потому что в иных красках и полутонах расписать сольное выступление просто не представляется возможным. Разве что опубликовать список исполненных песен и комментарии к ним, походящие на вымученную квинтэссенцию статистики и критики. Можно было бы использовать упрощенную, тем не менее, наиболее точно схватывающую суть прошедшего мероприятия конструкцию: 'вышли, спели, поклонились и удалились'. Но и у жанра, в котором я имею честь трудиться, есть свои правила и обычаи, согласно которым мне пристало тщательно разжевывать каждый зафокусированный памятью, пусть и не особо интересный, кадр. Чем я сейчас и займусь.
Подогреть бурлящий нетерпением и жаждой СПЛИНА зал были призваны СЕТИ, своим коротким сетом завербовавшие себе, пожалуй, не одну дюжину поклонников из армии все тех же единочаятелей. 'Младшие братья СПЛИНОВ' отыграли весьма удачное и не испорченное звукооператором выступление. Яник не упустил шанса поздравить всех с установлением весенней погоды, которая, наконец-то, своим теплым дыханием и припекающими затылок солнечными лучиками согрела обмерзшую столицу, а также представил новую песню 'Алиса в стране чудес'. Ну а взаимные проводы СЕТЕЙ со сцены и встреча главного блюда проходили под дружное исполнение 'Smile' и грохот хлопающих ладошек, что закономерно вписалось в концепцию мероприятия.
Непродолжительная техническая заминка на поклонников, как обычно, оказала предсказуемое действие - шквал громкоголосого требования 'СПЛИНА на сцену!' разрастался, пока фигура Васильева не попала в ракурс прожектора. Не делая остановки на приветственную речи, СПЛИН метко врезал по и без того расшатанному эмоциональному состоянию вконец одичавших поклонников мячом для игры в 'Гандбол'. Что ни говори, а выбранная группой тактика впоследствии принесла богатый урожай. Каждая атака песней с умилительной отрешенностью принималась собравшейся публикой или же отражалась в направлении сцены демонстрированием признаков истеричного веселья. И даже новые, не разученные наизусть песни не повергали зал в замешательство, что уж говорить про такие бомбы, как 'Линия жизни', 'Звезда рок-н-ролла' и 'Англо-русский словарь'. Саше Васильеву стоило только наиграть на гитаре знакомый набор аккордов и мяукнуть в микрофон парочку слов, как многочисленные поклонники рефлексивно перехватывали инициативу.
После 'Пластмассовой жизни' участники СПЛИНА за исключением Васильева временно покинули сцену, а последний, отложив в сторону гитару, начал с щемящей душу экспрессией декламировать стихи: 'Дайте мне адрес Bjork в Исландии'. Сей поэтический перформанс дуновением свежего ветерка влетел в атмосферу застоявшегося однообразия ДС Лужники.
Упорно курсирующие внеземные звуки в концовке 'Валдая' с нового альбома уже было пробудили надежду на то, что сейчас СПЛИН начнет припудривать свои песни чем-то действительно оригинально-экстравагантным, но надежде не суждено было сбыться. Блеклая песенка 'Йог спокоен' была исполнена с въедливой и оттого неестественной интонационной позитивностью. После отголосков 'Гранатового альбома', действительно: 'мне хочется новых прелюдий, хочется новых симфоний', и даже бесполезно искать виновных в тех, кто 'выдумал ноты'.
В контексте новой композиции, которая еще пока не была выпущена на каких-либо носителях, Васильев с видом незаурядного эрудита признался в любви к бразильскому композитору Антонио-Карлосу Жабину и поиронизировал над влюбленностью в его творения собравшихся: 'Судя по реакции, это - любимый композитор москвичей'.
СПЛИН продолжал отделывать свое выступление каймой 'запатентованных' песен с '25-го кадра', а концерт близился к кульминационному моменту массового ликования. По правде говоря, я этот момент изначально предвидела и не сомневалась в том, что мои прогнозы СПЛИН оправдает. А пока они разжевывали утерявший (но только не для зрителей!)свой насыщенный вкус и избавляющее от кариеса действие 'Орбит без сахара' и безрезультатно мыкались в поисках 'выхода'.
Запланированный побег со сцены изгнал все сомнения касательно завершающих концерт номеров - 'Новые люди' и 'Мое сердце'. Если первая композиция еще не пополнила списки разъевших мозг и уши произведений, то последняя прочно вросла в эти "черные" протоколы. Но кто-то еще не устал участвовать в "замирании" сердца Васильева и, должно быть, не устанет никогда.
Столица с фантастическим радушием встретила новую концертную программу СПЛИНА, не поперхнувшись, проглотила ком с превалирующим сегментом старого материала, а следовательно, концерт официально можно счесть удачным завершением первой части тура 'Новые люди' (остался только концерт в Питере, но что он изменит). Однако за официальной статистикой всегда скрываются погрешности.
Наталья Уразметова
Прокомментировать
Комментарий от Эйри:
Сразу хочу сказать, что мне, в отличие от авторов ПБ "убить афтара" отчета из Горбушки не хочется. Более того, читая сей опус, я убедилась в том, что отчеты и рецензии должны писать не только поклонники группы. Отрицательное мнение - тоже мнение, и чем больше мне, например, нравится творчество Сплина, тем интереснее узнать противоположную точку зрения. Это как-то оживляет, вызывает здоровую такую, энергичную злость...
Что до концерта - то я на нем не была и не могу ничего сказать. Но с некоторыми моментами в отчете согласиться трудно. Это касается прежде всего упорно акцентируемого отношения к старым композициям группы, как к не вызывающему никакого интереса, безнадежно жеваному-пережеванному и оттого потерявшему всякий вкус, отработанному материалу. (Разумеется, это отношение не распространяется на поклонников группы, которых автор отчета считает попросту больными людьми (с "расшатанным эмоциональным состоянием", "вконец одичавшими"), и которые, ослепленные собственными восторгами, с воодушевлением внимают любому "мяуканью" своего "кумира".) Видимо, уважаемая Наталья не дает права довольно молодой еще, по сравнению с нашими рок-динозаврами, группе стать классикой (легендой, или чем там еще) отечественного рока. Что, не дотягивают "Мое сердце", "Орбит", "Йог спокоен" и т.д. до того, чтобы "войти в анналы"? Может это и так, конечно, но решать это не нам. И уж тем более не отдельно взятому критику. Ведь для многих не-поклонников Сплина до сих пор существует только "Орбит без сахара", и от этого никуда не деться, как бы остальные знатоки творчества АВ, сплинофаны и сплиноманы к этому не относились. Кажется, я не совсем понятно выражаю свою мысль, поэтому приведу пример. Много песен Иглз вы знаете? Кроме "Отеля Калифорнии"? А? А "Энималз" - кроме "Дома восходящего Солнца"? И, тем не менее, эти песни стали историей и уже никогда не утратят своего "вкуса". Так правомерно ли отказывает Сплину в "историчности" его старых, кому-то уже надоевших композиций? Да, как и у всех, у группы есть взлеты и падения, и это тоже их право, далеко не все песни можно назвать удачными, но есть и бесспорные хиты, достойные занять место в истории отечественной музыкальной культуры. Да, невозможно без конца слушать, к примеру, "Город золотой", или "Новый поворот", или "Красное на черном" (список вершин нашего рока можно продолжить до бесконечности), но нельзя не признавать их общекультурной ценности, и, уж тем более, смешно было бы говорить об отсутствии в них новизны, потому что не в ней теперь их смысл.
А что касается Сплина, то еще слишком рано судить о том, что из их песен останется "на века", а что забудется и утратит вкус и живость.
Относительно же начала концерта, вызвавшего у уважаемого критика столько презрительного негатива, то можно представить себе, сколько драйва получили поклонники группы, пришедшие на концерт именно за ним. И для этого лучшей песни для начала, тем более, после такого позитивного Яника с его "Сетями", чем "Гандбол" (которую лично я очень не люблю :-)), представить нельзя... И такой "ракетный" старт выступления, без лишних предисловий, каким он выглядит в отчете, может говорить только об одном: Сплин выступает не для критиков и рецензентов. А для нас с вами.
Я не могу быть объективной, поскольку мне нравится Сплин. Я не хотела бы быть здесь их адвокатом, поскольку они в этом не нуждаются. Я попыталась сказать слово в защиту отрицательного мнения, но, похоже, у меня не очень-то получилось...
P.S. Как только я поставила точку, по "Нашему радио" стали передавать "Пил-курил"... Забавно. Когда происходят такие штуки, кажется, что это не случайно...
Комментарий от Азамата:
Согласен с тем, что в отчетах должна присутствовать критика... но только оправданная.
На самом деле концерт был не в Горбушке, а в Лужниках... но почему то вбил себе в голову, что он был именно в Горбушке ))) Запись с этого концерта можно скачать на сайте...
Некоторые факты в этой статье просто искажены, например,
много- или немного-уважаемая Наталья пишет следующее: "Не делая остановки на приветственную речи, СПЛИН метко врезал по и без того расшатанному эмоциональному состоянию вконец одичавших поклонников мячом для игры в 'Гандбол'". Верно только то, что спЛин на самом деле довольно метко врезал 'Гандболом'. Но перед этим была приветственная речь + несколько слов о проходящем туре. Ну да ладно... это фигня. Просто отношение к поклонникам добивает... почему - если тебе нравится какая-то группа к тебе сразу относятся как к больному??? Я понимаю, что на концерте есть гопники, которым кроме Орбита ничего не надо... но это же не значит, что все такие.
Добавить комментарий