'Новые Люди' для новых людей
Новый альбом группы 'спЛин' 'Реверсивная хроника событий' вышел на прошлой неделе, и по этому случаю незамедлительно был дан специфический концерт в доронинском МХАТе. В течение двухчасового выступления группа Александра Васильева умудрилась исполнить почти все песни с новой пластинки, а также немалое количество старых хитов.
Наиболее уместным для мхатовского зала музыканты 'спЛина' сочли негромкое полуакустическое звучание, усиленное виолончелью, на которой играла девушка по имени Лена Тэ. Перкуссионист Дмитрий Максимачев заменил постоянного барабанщика 'спЛина' Сергея Наветного. Басист Вадим Сергеев, гитарист Стас Березовский и сам Александр Васильев сидели в обнимку с акустическими гитарами, и только клавишник Николай Ростовский и флейтист Яник Николенко остались при своих обычных инструментах. Таким образом 'спЛины' добились, с одной стороны, вполне ожидаемого, а с другой - нового для них звука, глубокого, тягучего и временами тревожного. Замечательного качества звук сочетался с поистине бесчеловечной работой светотехника. Было не очень понятно, какую часть помещения он желает осветить: зрительный зал или все-таки сцену с музыкантами. Белый яркий свет прожекторов, или, как их там... софитов, жестоко и утомительно резал по глазам. Смысл хитроумного светотехнического эффекта был непонятен.
Сцену украшал рисунок с обложки нового альбома: человек-дерево, засунувший руку себе куда-то в живот. Произведением, посвященным проблеме скрещивания человека с деревом, 'спЛины' и открыли концерт. Центральная мысль ('человек, проглотивший дерево, превращается в дерево, проглотившее человека') напомнила те широко распространенные озарения, которые приходят к большинству людей, употребляющих галлюциногены: сначала они кажутся ответом на все вопросы бытия, но потом всегда невозможно вспомнить, что вообще имелось в виду. Песни с нового альбома вначале шли сплошным потоком. 'cпЛин' исполнил почти всю 'Реверсивную хронику', не считая нескольких инструментальных номеров. 'Мы сидели и курили' все уже выучили наизусть, а из других песен в ближайшее время будут раскручиваться, скорее всего, 'Шато Марго' и 'Урок географии'. Одной из самых сильных вещей, исполненных на концерте, стала 'Все включено', сильно напоминающая Radiohead.
В середине концерта музыканты оставили Васильева на сцене одного, и он исполнил под гитару 'Кто-то не успел', 'Небо в алмазах', 'Рождество'. Во второй коллективной части концерта обнаружились такие известные вещи, как 'Добрых дел мастер', 'Новые люди', 'Йог спокоен', 'Достань гранату', 'Линия жизни', а также 'Остаемся зимовать' с совершенно и, думается, намеренно джетроталловским финалом. Закончили 'Романсом', после чего народ, естественно, стал вызывать группу на бис. Однако в зале зажегся свет, и часть зрителей, уловив прозрачный намек, направилась в гардероб. Другая часть продолжала аплодировать и кричать, законно требуя добавки. Минут десять продолжался этот приятный уху всякого музыканта шум, но Александр Васильев выходить не спешил, то ли проверяя поклонников на прочность, то ли слишком уж привыкнув к такого рода явлениям. Наконец, когда ситуация стала уже переходить грань приличия, Васильев с Николенко возникли-таки на сцене, сыграли 'Пластмассовую жизнь' и, поблагодарив за долготерпение, исчезли окончательно.